Место — в нише. Главные тендеры августа коснулись Единой карты петербуржца и М-10

Автор фото: Ермохин Сергей

Кто продолжил сотрудничество с прошлогодними заказчиками, а кому не хватило опыта до новых горизонтов. "ДП" проанализировал главные тендеры августа.

Московское АО "Аиса ИТ–Сервис" за 183,1 млн рублей займется "рихтовкой" Единой карты петербуржца (ЕКП). Фирма на безальтернативной основе (ее заявка была единственной) выиграла открытый конкурс комитета по экономической политике и стратегическому планированию Петербурга на обновление и модернизацию подсистем и отдельных модулей ЕКП.
Одной из целей работ за бюджетный счет является "повышение заинтересованности торгово–сервисных предприятий (ТСП) в проекте ЕКП, повышение экономической активности торгово–сервисных предприятий и граждан–держателей". Согласно ТЗ, в частности, необходимо модернизировать мобильное приложение, в том числе реализовать отображение перечня ТСП в виде списка и геометок на интерактивной карте, всех акций для держателей карт.
Отметим, что "дочка" "Аиса ИТ–Сервис" — учрежденное в середине 2017 года ООО "Универсальные карточные технологии" (принадлежит на 70%) — в середине 2018–го единственная подала заявку и победила в конкурсе петербургского комитета финансов стоимостью почти 200 млн рублей. За 190 млн компания до июля 2019–го развивала, сопровождала и обеспечивала эксплуатацию городской информационной системы "Электронное казначейство". Ранее в течение 7 лет аналогичные контракты выигрывало ООО "Малое предприятие "Центр информационных технологий" ("Интех"). Участвовало оно и в процедуре 2018 года, однако успешнее конкурсные процедуры прошли новички.
31 июля был объявлен очередной конкурс на работы с "Электронным казначейством". Заявка "Универсальных карточных технологий" оказалась единственной. С ними и решено заключить контракт на 199,6 млн.

Свет на пути

2 августа ФКУ "Упрдор "Северо–Запад" заключило контракт на устройство освещения на участках трассы М–10 "Россия", включая разработку рабочей документации и технологическое присоединение к электросетям. Начальная цена контракта — 432,1 млн рублей (один из крупнейших по цене, заключенных в августе по 44–ФЗ в Петербурге). Подряд за 430 млн отошел к единственной компании, которая сделала ценовое предложение в течение 10 минут после начала аукциона, — ООО "ЭнергоПромИнвест". При этом на аукцион заявлялись еще две компании, их заявки не были отклонены.
Компания, похоже, нашла свою нишу и обустраивается в ней. В активе уже два дорожных контракта на несколько сотен миллионов рублей. В прошлом году "ЭнергоПромИнвест" получил подряд на освещение участков автодороги Р–23 ("Псков"). Цена контракта —388,1 млн.
К слову, в 2018–м, в отличие от нынешнего года, не все пошло гладко. Индивидуальный предприниматель из Саратова пожаловался в УФАС. Но доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки, не нашли. "Ситуация, когда жалобу на этапе рассмотрения в территориальном УФАС признают частично обоснованной, достаточно известна. Можно сказать, она имеет системный характер. Податель может либо довольствоваться полученным решением, либо пойти дальше, например обратившись в центральный аппарат ФАС или в судебный орган. А можно, в принципе, и туда и туда", — отмечает руководитель юридической компании Trdat Group Размик Сукиасян. В случае с этой закупкой контракт был подписан — через несколько дней после рассмотрения обращения в УФАС.

Грядущие лифты

В августе Фонд капремонта Петербурга выставил на электронный аукцион очередную порцию работ по оценке состояния многоквартирных домов и разработке проектной документации по их капремонту, в том числе на замену или модернизацию лифтов. Также ищут претендентов на оценку соответствия подъемников техрегламенту о безопасности. Несколько тендеров объявлены на работы собственно с лифтами (подача заявок заканчивается сегодня). Предыдущая волна таких торгов в Петербурге прошла в конце 2018–го — начале 2019–го.
В 47–м регионе аукционы ознаменовались высокой конкуренцией — заявки на участие подавали до десятка компаний, в том числе из Москвы и Подмосковья, в отличие от Петербурга, где победители часто соревновались сами с собой. Например, лидер по сумме заключенных в конце 2018–го — начале 2019 года контрактов (около 1 млрд рублей) петербургское ООО "МЛМ Нева трейд" обычно оказывалось единственным участником, подававшим заявку. В некоторых случаях конкуренцию ему пытался составить Щербинский лифтостроительный завод, однако каждый раз не допускался к участию (к слову, в Ленобласти подмосковный производитель в июне 2018–го заключил трехлетний контракт с областным Фондом капремонта на 905 млн рублей).
В "МЛМ Нева трейд" для оценки уровня конкуренции взглянули на историю торгов ретроспективно. "История последних 5–7 лет показывает, что как минимум 15–20 разных компаний участвуют в конкурсных процедурах, организованных в Петербурге. Это видно по ежегодным отчетам Фонда капремонта. Среди них есть крупные, есть средние и мелкие компании. За тот же период в Ленинградской области — один, максимум два подрядчика, — полагает генеральный директор Игорь Янукович. — Всплеск интереса в 2019 году со стороны подрядных организаций к рынку капремонта в Ленинградской области — следствие краха предыдущей политики областных чиновников ЖКХ".
В "МЛМ Нева трейд" отмечают, что областные власти не пускали на свой рынок петербургские компании.

Не востребованные в Ленобласти

В августе бюджетные миллионы оставались и невостребованными. Не нашлось желающих строить детский сад на 220 мест с бассейном в квартале Ленрыба в Усть–Луге Ленобласти (начальная цена — 303,8 млн). А претендента на комплексный капремонт школы в Тихвине (за 113,4 млн) — ООО "Строительно–монтажное управление № 7" — подвели документы. Тихвинская фирма, которая работает по госконтрактам на территории своего района, не смогла в необходимом объеме и за требуемый срок подтвердить опыт, также возникли вопросы и к выписке из реестра СРО.
Продукты нашей компании востребованы госорганами. Например, система документационного управления («Приоритет») эксплуатируется в 25% федеральных министерств, а в реестр отечественного ПО Минкомсвязи, рекомендованного для госзакупок, включено семь наших разработок. Поэтому планируем участвовать в торгах, перспективы рассматриваем как позитивные. Рассчитываем как на общий рост объема государственного заказа в сфере информационных технологий и безопасности в связи с реализуемыми программами цифровой трансформации государства, так и на рост нашей доли в этом сегменте рынка. Если рассматривать госзаказ в буквальном, узком смысле, то на проекты в федеральных, региональных и муниципальных органах власти приходится порядка 20% нашей выручки. Если же приплюсовать сюда доход от работы с госкорпорациями и предприятиями, то это уже более 50%. Мы считаем такую долю оптимальной. Процедуры госзакупок сильно забюрократизированы и досконально регламентированы. Это оправдано необходимостью обеспечения прозрачности и однозначности результата конкурса. Вместе с тем бывает обидно, когда лучший по сути проект проигрывает по чисто формальным признакам.
Николай Подстрелов
директор по маркетингу «Диджитал Дизайн»
Мы с самого начала уделяли особое внимание направлению корпоративных продаж, в том числе госзакупкам, для чего было создано подразделение, отслеживающее публикации информации о конкурсных процедурах и осуществляющее участие в тендерах. В последние 2 года доля госзаказа значительно сократилась в связи с уменьшением бюджетов учреждений Петербурга, Ленобласти и СЗФО на приобретение или замену транспорта. Это привело к необходимости большей концентрации на поставках транспорта в коммерческие организации и физическим лицам. Но значение госзаказа не уменьшится — даже с учетом низкой маржинальности и необходимости заморозки средств на период постоплаты значительная доля госзакупок в продажах обеспечивает стабильность финансовых потоков. Так как волатильность спроса физических лиц значительно выше, чем у госзаказчиков, у которых запланированные как минимум на год закупки, выделены бюджеты, требующие исполнения. Вместе с тем каждый год сталкиваемся с нововведениями в законодательство о закупках, что все больше снижает маржинальность. Последние изменения внесли необходимость обеспечения исполнения гарантийных обязательств, предоставляемых производителем и исполняемых дилерами, на период действия гарантии на транспортное средство. Это приводит к дополнительным расходам поставщика на заморозку средств или оформление банковской гарантии.
Евгений Кабанов
директор управления по работе с корпоративными клиентами «Аларм–Моторс»