Мал–помалу. Минфин издает позитивные для бизнеса сигналы

Автор фото: Алексей Никольский/ТАСС
Экономические новости последнего времени сложно назвать хорошими. Минэкономики понизило на ближайшие годы прогноз роста, о замедлении его темпов заговорил министр. По итогам июля валовой продукт строительства сократился на 0,3% к июню, промышленность упала на 0,4%, а грузооборот всех видов транспорта — на 0,5%. Введены очередные санкции, на этот раз против российских государственных заимствований. "Национальные проекты" дают пока скромные результаты.
На этом фоне постоянные попытки спродуцировать позитивные для бизнеса сигналы предпринимает разве только министерство финансов, стремясь, как может показаться, реализовать "стратегию малых дел" и противопоставить ее опасениям грядущего хозяйственного спада.
Недавно очередная порция подобных мер была озвучена Антоном Силуановым, первым вице–премьером и куратором нацпроектов в сфере предпринимательства, в Калининграде — в ходе его визита в Северо–Западный федеральный округ.
Минфин, судя по выступлению министра, предлагает ряд новаторских шагов по трем направлениям. Основное — это предоставление относительно дешевых кредитов малым и средним компаниям за счет субсидирования процентной ставки. На Ильинке уверены в возможности увеличения их объема по итогам текущего года в 8 раз по сравнению с 2018–м — до 1 трлн рублей (уже принято решение о повышении предельного размера таких кредитов со ставкой не более 8,5% годовых до 2 млрд на инвестиционные цели и срока их возврата до 10 лет, а число задействованных в программе банков превысило 70 единиц). Можно сказать, что 1 трлн рублей — не такая уж и большая сумма, но в России, где малый бизнес традиционно вообще был отлучен от дешевых привлеченных средств, это выглядит хорошим началом.
Предпринимается также попытка увеличить долю малого и среднего бизнеса в поставках товаров и услуг для нужд государства и госкомпаний. В первом полугодии 2019–го объем таких сделок вырос в 2 раза, превысив 2 трлн рублей, — и Минфин не намерен останавливаться (подготовлены предложения о доведении квоты малых и средних предприятий до 20% общего объема закупок госкорпораций). Еще раньше, замечу, первый вице–премьер говорил о необходимости расширения "горизонта планирования" закупок госкомпаний у малых и средних предприятий с нынешних 1 года до 3 лет. Эти меры вызывают некоторые сомнения — в системе госзакупок в ее нынешнем виде конкуренции недопустимо мало (96% контрактов госкомпаний считаются самим Минфином "неконкурентными", а почти треть представляют собой покупки у единственного поставщика). Квоты — дело хорошее, но если конкуренция по–прежнему будет недостаточной, главы госкомпаний будут и дальше проводить подряды через организации, формально подпадающие под требования властей, но на деле имеющие к малому бизнесу весьма малое (да простят меня за каламбур) отношение.
Третьим направлением помощи предпринимателям в Северо–Западном регионе Минфин видит совершенствование логистических цепочек и упрощение документооборота. Так, например, применительно к взаимодействию Калининградской области и Петербурга говорилось о необходимости переориентации транспортных потоков с железнодорожных поставок через Литву на паромные перевозки в порты Ленинградской области и даже о создании для выравнивая цен единого оператора железнодорожных и паромных перевозок. Вопрос этот, замечу, может на поверку оказаться одной из сложнейших логистических задач — потому что придется не только решать проблемы установления приемлемых тарифов на перевозку, но и пытаться уйти от громоздких процедур таможенного оформления грузов. Зато выгоды для всего региона в случае успешной реализации данного проекта более чем очевидны.
Встречи, подобные прошедшей в Калининграде (а она предполагала возможность удаленного участия и задавание вопросов по видеосвязи и в сети), за этот год были организованы практически во всех федеральных округах — и прямое общение главы Минфина с бизнесом, несомненно, приносит свои плоды. Министерство сегодня курирует, замечу, относительно "малобюджетные" нацпроекты. Если бюджет нацпроекта по транспорту составляет до 2024 года 4,8 трлн рублей, по экологии — 4 трлн, по демографии — 3,1 трлн, по здравоохранению — 1,7 трлн и даже по цифровизации — 1,6 трлн рублей, то нацпроекты по повышению производительности труда, поддержке малого и среднего бизнеса и развитию международного сотрудничества и экспорта предполагают общие затраты менее чем 1,5 трлн рублей за тот же срок. Конечно, инвестклимат в России зависит не только от государственного субсидирования кредитов или оптимизации товарных потоков в одном макрорегионе — но, похоже, министерство финансов сегодня делает все, что в его силах, для улучшения весьма запущенной ситуации…