Набор компетенций. Ректор СПбПУ Андрей Рудской о совмещении науки, образования и сотрудничества с крупнейшими компаниями

Автор фото: РИА Новости

О том, как в современном вузе совмещать науку, образование и сотрудничество с крупнейшими компаниями, "ДП" рассказал ректор Политехнического университета Андрей Рудской. Этот вуз — победитель второго Рейтинга высшего образования.

Как за последние годы изменился Политех? Какая компонента усилилась?

— Образовательная модель постоянно адаптируется с учетом требований рынка труда и современной экономики.
Например, обязательной компонентой программ бакалавриата является проектная деятельность, где ребята учатся работать в команде, определять цели и задачи и выполнять их в рамках заданных сроков. Заказчиками проектов являются как компании–партнеры, так и внутренние подразделения университета.
Наш вуз плотно работает с представителями индустрии и старается отвечать на их запросы. Например, реализуем образовательные программы с "Газпром нефтью" и Алмазовским центром, где учащимся обеспечивается реальная практика. В СПбПУ есть молодежное конструкторское бюро на базе ЗАО "Балтийская промышленная компания", базовые кафедры при ОАО "Силовые машины", ЛАЭС, ПАО "Газпром", ФГУП "ЦНИИ КМ "Прометей" и других компаниях.
Процесс обучения в таком случае становится предметно–ориентированным. В этом заинтересованы прежде всего сами предприятия, так как на выходе они получают специалистов с необходимым набором компетенций для решения задач конкретного предприятия.

К слову о партнерстве с бизнесом. Компании приходят к вам в поиске будущих кадров среди самых талантливых студентов?

— Год от года растет число талантливых абитуриентов — победителей всероссийских олимпиад и высокобалльников, поступающих в СПбПУ. Поэтому, формируя совместные с нами проекты, крупные корпорации рассчитывают на новую генерацию талантливых выпускников Политеха, способных форсировать научно–технический прогресс не только в рамках отдельной компании, но и на уровне страны и мира. Политех активно развивает сотрудничество с крупнейшими международными компаниями и предприятиями. Совсем недавно с "Тойота Мотор" запустили проект по подготовке нового поколения инженеров–практиков. Действуют стипендиальные программы с Siemens, Bosch, программа по поддержке молодых ученых, созданная в кооперации с итальянским концерном Arvedi SpA, стажировки в Китае в рамках инновационного центра "Наука — технологии" совместно с китайской ENV New Energy Technology.

На международной арене Политех — заметный игрок. Вы входите во все значимые мировые рейтинги. А по каким критериям вы сами оцениваете успех?

— Мы входим в тройку лидеров среди вузов России по числу иностранных студентов — сегодня их 7,5 тысячи из 118 стран. Также мы первые в стране по численности иностранных участников Международной политехнической летней школы (в 2018 году приехало больше тысячи человек из 60 стран). Число наших международных образовательных программ превысило 85. Мы первыми среди российских вузов открыли официальное представительство в Шанхае. Наши ученые вовлечены в глобальные мировые проекты: космический эксперимент "Фламенко" по исследованию устойчивости пламени в условиях невесомости, ряд проектов в рамках деятельности Интернационального термоядерного экспериментального реактора.

Ваши студенты изучают дисциплины не только в классической форме, но и онлайн. Главная цель — оптимизировать учебный процесс непосредственно в аудиториях?

— С одной стороны, это действительно так: позволяет сократить нагрузку на аудиторный фонд. Но если мы говорим о качестве обучения, то понимаем под этим и возможность оперативного контроля студентов, посещаемости занятий (пусть даже в электронной форме), и возможность оценить мотивацию к обучению и уровень самоорганизации. Правильно выстроенный онлайн–курс систематизирует работу студентов. Есть дедлайны, которые они должны соблюдать, иначе не наберут необходимого прогресса для доступа к итоговому тесту. У студента не может быть претензий, что преподаватель поставил ему не ту оценку, на которую он рассчитывал.