Забрать потоки. В Ленобласти к 2022 году может появиться глубоководный порт с грузооборотом до 70 млн т в год

Автор фото: ТАСС

К 2022 году на берегу Финского залива рядом с городом Приморском (Ленинградская область) может вырасти глубоководный порт с грузооборотом до 70 млн т в год. Справится ли с таким объемом имеющаяся инфраструктура?

Первый глубоководный универсальный портовый комплекс — Приморский универсально–перегрузочный комплекс (Приморский УПК), как заявляют его одноименные инвесторы, ООО "Приморский УПК", будет размещаться в границах перспективного развития Морского порта Приморск в Выборгском районе. Площадь будущего объекта — 760 га, в том числе искусственный земельный участок площадью порядка 21 га. Для сравнения: площадь порта Усть–Луга превышает 1 тыс. га.
Место между населенными пунктами Ермилово и Приморск выбрано не случайно, поскольку у него есть конкурентное преимущество по сравнению с действующими морскими портами Северо–Запада РФ. Это возможность обработки крупнотоннажных морских транспортных судов вместимостью до 200 тыс. т и осадкой до 16 м за счет естественных глубин 18 м, говорят в Приморском УПК, отмечая, что это должно изменить традиционные транспортные потоки и переориентировать часть грузопотока с других балтийских зарубежных портов на Приморск.
Однако в порту Бронка также есть возможность захода океанских судов, а причальная глубина — 14,4 м, отмечает руководитель обособленного подразделения в компании "Дас Глобал Лоджистик" в Петербурге Константин Савенков. Глубины акватории порта Усть–Луга, согласно данным на их сайте, достигают 17,5 м.
"Портовый комплекс рассчитан на перевалку 61,2 млн т в год с перспективой до 70 млн т. К 2022 году будет создана инфраструктура, способная перевалить 61,2 млн т. Учитывая сжатые сроки, все терминалы будем строить одновременно", — рассказывает заместитель гендиректора по проектированию ООО "Приморский УПК" Дмитрий Тёмкин.
Большую часть грузов составит уголь — до 25 млн т в год, также заявлены минеральные удобрения (до 7 млн т в год), контейнеры (30 млн т) и сельскохозяйственные грузы (до 6 млн т). При полном развитии порт будет принимать более 20% от общего грузооборота российских портов в Балтийском бассейне.
К 2022 году инвестор намерен модернизировать автодорожную и железнодорожную инфраструктуру рядом с будущим комплексом.

Уголь с электричками

Грузы поедут в порт по маршруту Мга — Мяглово — Пискарёвка — Девяткино — Лосево — Каменногорск — Выборг — Приморск.
По данным центра "Эком", проектом предусмотрено 27–28 поездов в день. Через этот же железнодорожный ход идут грузовые поезда в Финляндию, в порт Высоцк, составы с гравием и лесом в Карелию и из нее, а также электрички: примерно 38 пар (туда–обратно) через Девяткино.
"Предыстория вопроса такова, — говорит директор по развитию ООО "Дорнадзор"Петр Атаев, — в 2009 году РЖД было принято решение перенаправить основной поток грузовых поездов в сторону Финляндии с Выборгского направления на Приозерское. Декларировалось, что это обеспечит проезд скоростных поездов в Хельсинки, что выглядит странно: "Аллегро" и сегодня всего четыре пары в сутки. Для реализации именно этого варианта был построен железнодорожный участок Лосево — Каменногорск и расширен до двух путей участок Сосново — Лосево. Уже тогда это решение вызывало вопросы среди специалистов: строительство проходило по лесным массивам, заказникам, вблизи жилых домов. Однако последствия тех решений в полной мере можно оценить лишь теперь — количество грузовых поездов уже значительно увеличилось".
Строительство новых автомобильных путепроводов на этом направлении еще не начиналось.
Инвестор займется ж.–д. инфраструктурой, необходимой только для подключения порта к существующим сетям. Ветку на пути к Петербургу он трогать не будет. "Необходимость реконструкции ж.–д. путей общего пользования, находящихся на балансе ОАО "РЖД", будет определена в рамках проектной документации по данному объекту. Разработка документации осуществляется по заказу ООО "Приморский УПК", — прокомментировали в ОАО "РЖД".
"Основной поток грузов пойдет по существующей ж.–д. ветке от Выборга до Приморска. Нами получены техусловия на создание примыкания к существующей ветке нашей ж.–д. инфраструктуры, — говорит Дмитрий Тёмкин. — У РЖД в плане стоит поэтапная реконструкция от Выборга до Приморска. Первый этап — электрификация существующей ветки к 2022 году, в последующем построят вторую параллельную ветку, также с электрификацией, — это к 2025 году".
По его словам, однопутная ветка от Приморска до Выборга в 2022 году будет способна принять 35 млн т грузов в направлении Приморского УПК.

До "Скандинавии" за полчаса

В новую автодорожную инфраструктуру инвестор будет вкладываться для обеспечения подъезда к порту. Так, 25 млрд рублей ООО "Приморский УПК" собирается потратить на строительство четырехполосной скоростной автодороги от Приморска до трассы А–181 "Скандинавия" протяженностью 42 км. Она будет общедоступной и современной с точки зрения организации движения и безопасности: полностью освещена, с зонами отдыха и современными автозаправочными комплексами, отмечает инвестор.
"Мы никак не задействуем существующие региональные дороги и организовываем очень быстрый подъезд к порту Приморск, не более получаса. Мы вынуждены построить дорогу к 2022 году, чтобы обеспечить беспрепятственный доступ к терминалам, чтобы не загружать существующие дороги. Плата за проезд не планируется, только для большегрузных автомобилей по системе "Платон", — поясняет Дмитрий Тёмкин. Дорога, по его словам, останется на балансе Приморского УПК и будет окупаться вместе с контейнерным терминалом.
"Планируемая подъездная автомобильная дорога не планируется к передаче на баланс ФКУ "Упрдор "Северо–Запад" в связи с тем, что она является частным объектом. ООО "Приморский УПК" письмом от 25 июля 2019 года запросило технические требования и условия на примыкание и пересечение проектируемой подъездной дороги с трассой А–181 "Скандинавия". В составе технических условий будут предусмотрены необходимые требования, относящиеся к техническим и имущественным решениям, обеспечению безопасности дорожного движения и транспортной безопасности, а также содержанию планируемого объекта", — рассказали "ДП" в пресс–службе ФКУ "Упрдор "Северо–Запад", курирующего федеральные трассы в федеральном округе.
Также инвестор реконструирует 3 км Приморского шоссе и построит путепровод над шоссе и существующей ж.–д. линией Приморск — Ермилово. Он общедоступным уже не будет.
"Путепровод соединит два района порта: район размещения портово–промышленной ж.–д. станции и угольного терминала с районом размещения контейнерных грузов, минеральных удобрений и с.–х. продукции. Он будет предназначен для движения внутриплощадочных средств порта. Мы строим путепровод, чтобы исключить помехи для движения по Приморскому шоссе и по железной дороге, где движение активное", — пояснил Тёмкин.
Путепровод будет однопролетным, высотой примерно 5,5 м и длиной 74 м. Стоимость объекта оценивают в 150 млн рублей. Он должен быть готов к 2022 году. Приступить же к строительству порта инвестор рассчитывает в конце 2019 года, после получения положительного заключения экспертизы и необходимых разрешений. Ввод в эксплуатацию — 2022 год. Общий объем инвестиций — 170 млрд рублей.
Проект действительно амбициозный. Наличие соответствующей наземной инфраструктуры и коммуникаций благотворно повлияет на перевалку насыпных грузов, а также на перевозку грузов break–bulk. Есть вероятность, что качество оказания услуг по перевалке повысится, в настоящий момент инфраструктура для этих грузов недостаточна. Учитывая глубоководность, это также даст возможность использовать для перевозки более вместительные суда. В Северо–Западном регионе построено очень много терминалов, кажется, удовлетворяющих весь текущий спрос, думаю, с некоторым избытком. Тем более что локация порта довольно удаленная. Возможно, ставка делается на конкретные линии и тарифную политику. Будем наблюдать за развитием проекта дальше.
Андрей Зайцев
заместитель директора операционного управления по морским перевозкам группы компаний Asstra