Художественная гимнастика. Топ концертов выходных и предстоящей недели по версии обозревателя "ДП"

Автор фото: организаторы фестиваля EARLYMUSIC
EARLYMUSIC заканчивается героически — барочным «Атисом»

В ближайшие дни на первый план выйдут не только музыкальные, но и спортивные доблести

И это скорость, дальность, сила, концентрация. Концерт японского гитариста — что твоя спортивная гимнастика, выступление венгерского поп–пианиста — чистый фристайл, барочная опера — словно соревнования по синхронному плаванию, в которых имеют значение точность погружения, глубина дыхания и изящество движений ног и рук. На улице меломанов–болельщиков — праздник. Любителям просто повеселиться (или погрустить) предлагаем подождать у моря погоды.

Капелла: Кадзухито Ямасито (гитара) и Симфонический оркестр Капеллы

Довольно интровертный фестиваль–конкурс с громким названием "Магия гитары" устраивает визит феноменального японского виртуоза. Кадзухито Ямасито выступал в Большом зале филармонии пару лет назад и вызвал законный фурор: его безумная техника, эффектное присвоение "чужих" шедевров (вроде сюит для виолончели Баха), необычные сценические манеры вызывают прямо оторопь, и не только у коллег по цеху. В Капелле будет своего рода академическое акробатическое шоу — бравурные испанские "Аранхуэс" Хоакина Родриго и Концерт для гитары с оркестром Марио Кастельнуово–Тедеско, немножко Римского–Корсакова в подарок. Но самое вкусное — гитарный концерт японского классика XX века Тору Такемитсу "Край мечты" (1983). Гитара здесь — не для эффекта, а ради чистой глубокой, объемной красоты. Надо слушать.

Эрмитажный театр: опера Жана–Батиста Люлли "Атис", постановщик — Тьерри Пето (Франция)

Фестиваль EARLYMUSIC заканчивается героически — премьерой главной французской оперы эпохи барокко, осуществленной строго собственными, петербургскими вокально–инструментальными силами. Замах по меньшей мере амбициозный: перефранцузить французов на поле их собственной старинной музыки в аутентичном исполнении мало кому удается. Впрочем, руководит командой не просто француз, а один из главных мастеров барочного театра в мире — Тьерри Пето. Он сам выйдет на сцену в роли Жана–Батиста Люлли. Король Людовик XIV (Данила Ведерников) расположится прямо в зале. Между королем и его придворным композитором (а также коллегой–танцором, наперсником, соратником в иных непарадных похождениях, чуть ли не другом) разгорится диалог, написанный самим Пето. Опера Люлли будет дана в виде репетиции: такие король лично посещал чуть не каждый день перед премьерой в 1676 году (благо устраивались они в замке Сен–Жермен по соседству с королевской спальней), а после приказал сыграть "Атиса" 9 раз в течение месяца — беспрецедентный случай. Часто бывает, что на репетициях все звучит эдак естественнее и ярче, чем на официальной премьере. Будем надеяться, что так оно в Эрмитажном театре и получится.
Когда: 8 и 9 октября

"Тинькофф Арена": Петер Бенце

Вот еще один супервиртуоз на нашу голову. Пианист с приличным академическим бэкграундом и славой венгерского вундеркинда давно понял, откуда дует самый золотой ветер. В Беркли (штат Массачусетс) он отучился уже как композитор киномузыки и саунд–дизайнер. В Книгу рекордов Гиннесса попал за самые быстрые повторения одного звука (то есть репетиции, кому интересно — 765 в минуту). Прославился на весь YouTube собственными вариациями хитов Майкла Джексона, Джастина Тимберлейка и песенки Despacito. Молотобойское туше, напоминающее о Денисе Мацуеве, действительно бешеные скорости, хорошая техническая экипировка, позволяющая живьем "строить" треки — от басов до аккордов, от мелодии до всяческих финтифлюшек, — все это превращает его концерты в едва ли не цирковые номера. Впрочем, чего нос воротить: разве не тем же, не сшибанием с ног почтенной публики увлекались великие пианисты–виртуозы прошлого, от какого–нибудь Иоганна Гуммеля до Шопена и Листа? Просто вкусы у этой публики были чуть другие, да электроники тогда еще не придумали.
Когда: 10 октября