Дедушкина воля, или Зачем шведский король отпустил на свободу пятерых внуков

Автор фото: EPA/Vostock-Photo
По нашим меркам король Карл XVI Густав — бессердечный дед. Злой Санта. Но вот венценосные родители принцев и принцесс рады, что их дети смогут найти работу по душе. Странные эти шведы.

Нам сложно понять, зачем шведский король отпустил на свободу пятерых внуков

Король Швеции Карл XVI Густав сильно обделил пятерых своих внуков. Два сына принца Карла Филиппа и трое детей принцессы Мадлен отныне отречены от королевского дома. Для внуков шведского монарха это означает, что они исключены из очереди (надо сказать — длинной очереди) претендентов на престол и не будут получать положенные членам королевского дома ежегодные выплаты из отчисляемых гражданами страны налогов. А еще к ним теперь нельзя обращаться "Ваше Королевское Высочество". Они, конечно, сохранят свои титулы принцев и принцесс, но передать их своим супругам и детям не смогут. И вообще отныне практически ничем не будут отличаться от самых обычных шведов.
Какое варварство! Бедные детки!
Представляете, скольких потенциальных невест теперь лишились принцы?! Ну правда: принц на белом коне есть (насчет коня теперь уже тоже не очевидно), а принцессой тебе не стать! На кой он такой нужен?!
А лишить детишек пожизненного содержания за госсчет — по нашим меркам — вообще злодейство. Бессердечный какой–то дедушка. Злой Санта.
Наши–то вот элитные дедушки и бабушки вместе с папами и мамами с утра до ночи не покладая рук выбиваются из сил, чтобы отпрысков своих пристроить. За какой–нибудь забор высокий, где нас — остальных — поменьше, а охрана — повооруженнее. Чтоб дышалось посвободнее. Причем почти на любую работу: хоть пачкучую нефть добывать, алмазы рыть, газ вонючий качать. Хоть самое заштатное министерство возглавить. Спецслужбу или там банк какой — даже не из первой десятки! А тут — такое!
Но самое поразительное — то, как повели себя родители обиженных деток — наследный принц и принцесса.
Вместо того чтобы в стиле "Игры престолов" бежать темными дворцовыми коридорами, зажав тяжелый канделябр в трясущейся руке, или, укрывшись в королевском архиве, изучать семейные рецепты смертельных ядов, они выходят к прессе. И не стесняясь заявляют примерно следующее: горячо приветствуем и целиком поддерживаем решение нашего папеньки короля. А принцесса Мадлен — мама троих обделенных детишек — пишет в "Инстаграм": "У наших детей теперь больше возможностей для формирования собственной жизни в будущем".
И совершенно искренне радуются, что их дети теперь не связаны кучей условностей. Что могут найти себе работу по душе. Да, да! Работать — вместо того чтобы валять дурака за казенный счет! И что могут спокойно ходить по магазинам, пить и есть в любых кафешках и ресторанах, среди самых обычных шведов, путешествовать там, где им вздумается. И еще делать стопятьсот тыщ вещей, которые короли делать не могут. А они теперь — могут! Теперь они гораздо свободнее!
Странные эти шведы. Я об этом впервые задумался в 1997 году, когда оказался рядом с офисом небольшого муниципалитета в пригороде Стокгольма. Наш шведский гид открыл муниципальный почтовый ящик, достал оттуда письмо, адресованное местному мэру, и прочел его нам с небольшими купюрами. Ну, чтоб мы не заскучали. Оказалось, что, по шведским законам, доступ к служебной начальственной переписке имеет любой гражданин Швеции. Еще раз: любой шведский гражданин может прийти к представителю власти, потребовать его служебную переписку и, запасшись попкорном, читать ее. Пока не надоест.
Странное у них представление о свободе. Мы — другие.