Фото: Сергей Ермохин
Фото: Сергей Ермохин

Неявный свет в конце тоннеля: корпоративный акселератор РЖД

466
Владислав Скобелев
15 октября 2019, 08:42

ОАО "РЖД" до 25 октября принимает заявки в корпоративный акселератор. Однако высокого интереса к работе с железнодорожной инфраструктурой, по словам экспертов, пока не заметно.

"Компания ищет новые технологии для совершенствования инфраструктуры железной дороги, подвижного состава и управления движением. Также в фокус корпорации попадают стартапы в области экологии, энергетики и IT–технологии", — объяснили в пресс–службе РЖД.

Среди интересных компании направлений есть множество высокотехнологичных разработок — беспилотный транспорт, анализ больших данных, использование интернета вещей, автоматизация систем управления инфраструктурой.

ОАО "РЖД" ищет разработчиков вместе с Фондом развития интернет–инициатив (ФРИИ). В рамках программы планируется привлечь 150 технологических проектов на уровне развития "на стадии прототипа и выше".

"В рамках акселератора стартапы будут взаимодействовать с заказчиками из РЖД и смогут адаптировать свои решения под требования компании, — объясняет директор департамента корпоративных программ ФРИИ Ирина Тарасова. — Если участник успешно пройдет испытания на полигонах и в лабораториях, то получит возможность заключить офтейк–контракт с РЖД".

Аналитики подчеркивают, что сегодня многие технологии слабо адаптированы для применения на железнодорожной инфраструктуре, поэтому монополисту выгоднее выращивать стартап внутри себя, чем находить партнеров среди поставщиков уже размещенных на рынке решений. При этом, по словам аналитика Института комплексных стратегических исследований Натальи Чуркиной, схема корпоративных акселераторов будет интересна и самим стартапам.

"Даже успешным проектам малого и среднего бизнеса зачастую тяжело найти партнеров в лице крупных компаний. А в текущих российских условиях получить более или менее серьезную поддержку и финансирование с рынка сложно вдвойне. Подобные проекты крупных компаний и госмонополий становятся одним из немногих вариантов", — поясняет она.

Любопытно, что РЖД и ФРИИ пока не раскрывают число поданных в акселератор заявок. Эксперты подчеркивают, что многие разработчики предпочитают не работать с РЖД в связи с консервативностью организации и длительностью принятия решений. По словам аналитиков, компания редко допускает к сотрудничеству сторонние предприятия, никак с ней не связанные. При этом многие решения в РЖД были бы весьма органичны, считают они.

"Для грузоперевозок важны технологии на базе искусственного интеллекта, чтобы максимально автоматизировать процесс приемки и отправки груза, это нужно было сделать еще лет десять назад.

Также в РЖД просятся технологии беспилотного транспорта", — рассуждает гендиректор компании "Русский логистический провайдер" Руслан Кисс. При этом он подчеркивает, что подобная модернизация случится "не на нашем веку", поскольку для технологий нужны "свободные деньги, ресурсы и лидеры, которые будут привлекать инвестиции, а ничего этого нет".

Эксперт Европейского железнодорожного агентства Роман Мюнге еще более категоричен. По его словам, подобные проекты будут иметь смысл только в случае, если лягут на благодатную почву.

"Средняя скорость грузового железнодорожного транспорта в России — 18,9 км/ч, а пассажирского — 33 км/ч.

Пока эта ситуация не будет исправлена, ни Big Data, ни интернет вещей не пригодятся. Это все равно что вкладываться в автобаны, для того чтобы по ним разъезжали кареты с лошадьми", — рассуждает Роман Мюнге.