История для всех. Новый интерес к предметам старины

 

Галерея "Петербург" работает в историческом здании на Невском пр., 54, с 1991 года и может по праву считаться свидетелем становления антикварного рынка в России, и в частности в Петербурге, — его развития и тех изменений, которые происходят в этой сфере сегодня. Так, в конце 1980–х — начале 1990–х годов на фоне радикальных преобразований в жизни страны старинные произведения искусства пользовались невероятным спросом у широкого круга людей. Поскольку были чуть ли не единственным вариантом вложения, которое не рискует мгновенно обесцениться.
Впоследствии ситуация начала несколько изменяться. В 2000–х годах за достаточно короткий срок стремительное развитие получил современный рынок предметов роскоши, большинство из которых в нашей стране тогда еще не потеряли прелести новизны и, если хотите, экзотики. При этом антикварный рынок (и особенно это характерно для Петербурга, где исторически невероятно сильна традиция коллекционирования) все больше начал ориентироваться на узкий круг знатоков и ценителей, досконально разбирающихся в своем предмете. Именно так возникло предубеждение в сознании покупателей, что рынок антиквариата — нечто закрытое, что называется, для своих.
Однако сегодня мы и наши коллеги с радостью наблюдаем вновь изменяющееся отношение людей к такому явлению, как торговля предметами старины. Здесь можно вспомнить замечательные слова Даниила Гранина, который считал, что "старина необходима современному человеку не только ради украшения жизни. Она возбуждает особую любовь к родине, она противоядие от всеобщей стандартизации, в ней есть еще какой–то необходимый нравственный витамин". Именно в этой усталости от "стандартизации", желании прикоснуться к чему–то неповторимому и рукотворному, почувствовать свою причастность к истории мы видим причину нового роста интереса к нашей деятельности.
Когда мы берем в руки, например, брошь фирмы "Карл Фаберже", созданную столетие назад, нужно осознавать, что над ее созданием трудился целый коллектив мастеров различной специализации: дизайнер, технолог, литейщик, эмальер… В результате технологического процесса невероятной сложности, проводимого вручную, себестоимость предмета была столь высокой, что окупить его фирма могла только спустя десять и более лет. Безусловно, большинство современных вещей при текущих требованиях окупаемости рынка не могут соперничать со старинными произведениями по качеству и тщательности, с которой в прежние времена подходили к их производству.
Кроме того, наша антикварная галерея сегодня — это не просто магазин старинных вещей. Это еще и образовательный и исследовательский центр и реставрационные мастерские, где постоянно открываются новые имена и неизвестные факты о творчестве прославленных художников. Глобальный проект по организации выставок произведений из частных коллекций, частью которого является цикл "Художники "Мира искусства", также стал логическим продолжением этой исследовательской деятельности. Отличие такой выставки от любого музейного проекта в том, что она абсолютно уникальна. Возможно, увидеть эти произведения не удастся еще долгие десятилетия, а увидеть их вместе — никогда.
Идя навстречу новому интересу посетителей к старинным вещам, сообщество антикваров в свою очередь стремится быть более открытым и не отставать от современных тенденций. Поэтому в ближайшее время мы ожидаем появления и других проектов, показывающих произведения из частных собраний. Кроме того, мы готовы развивать образовательное направление: организовывать лекции, встречи и мастер–классы. Так все больше людей сможет открыть в себе интерес к старинному искусству и сделать его органичной частью своей жизни.
Игорь Полторак, генеральный директор антикварной галереи "Петербург", президент Ассоциации антикваров Санкт–Петербурга