Раздельный сбор. Театральная олимпиада в октябре–ноябре 2019

Автор фото: организаторы фестиваля
К хорошему быстро привыкаешь. Например, к тому, что благодаря гигантоманской Театральной олимпиаде в Петербург едет столько хороших и разных иностранных и не очень трупп, что глаза разбегаются, как в иной мировой столице. Год клонится к закату, скоро придется отвыкать. Не стоит поглядывать на театральную афишу словно на роскошный, но слишком знакомый пейзаж из окна (домашнего компьютера). Пусть пейзаж превратится в пленэр. Чтобы не заблудиться в фестивальном лесу премьер — по крайней мере тех, что видны в обозримом будущем, — попробуем разделить их на роды и виды.

Этно, доступное детям

Наступающая неделя особенно богата на визиты театров из российских регионов. Национальный колорит часто используют как удобный козырь для гастрольных проектов, но необязательно его качество и количество измеряется в матрешках. В спектакле Национального театра Карелии "Сын–медведь" (22 октября, 15:00 и 19:00, ТЮЗ) не поют ничего, хоть сколько–нибудь напоминающего карельские "калинки–малинки", — только хардкорный фольклор с аккомпанементом йоухикко и кантеле. Сказочная история официально адресуется младшему поколению (не случайно постановка взяла главные призы на фестивале театрального искусства для детей "Арлекин" в 2017 году), но особенно внятно будет меломанам. В "Воительнице Джырыбыне" Театра Олонхо (22 и 23 октября, театр "На Литейном) тоже много поют в якутской традиции тойук, но не это главное. Национальный эпос о битвах между Верхним и Нижним мирами превращен в яркое фэнтези с драками и трюками. В центре событий — весьма политкорректно — девушка–богатырь.

Этно для взрослых

Польский театр ZAR привозит 10–летней выдержки постановку "Ангелли. Зов" (21 и 22 октября, особняк общества "Пальма") — смесь пластического театра, поэзии и церковных песнопений из легендарных регионов, в которых не прерывалась средневековая вокальная традиция, а именно из Сардинии, Византии, Греции. Поет живой международный хор. Танцуют и декламируют — как водится, о жизни, вселенной и вообще. "Гятэй–гятэй" (19 и 20 ноября, Новая сцена Александринского театра) знаменитого театра Тадаси Судзуки SCOT из японской Тоги — вообще не театр в современном понимании. Это музыкальный ритуал, совмещающий современную перкуссию и буддистские песнопения традиции Сёмё в исполнении группы Сингонсёмё Samgha.

Мэтры и корни

Прославленный спектакль того же Тадаси Судзуки "Сирано де Бержерак" (16 и 17 ноября, Александринка) не помещается в этно–резервацию по масштабу, хотя французская классика и переехала в страну и времена самураев (со всеми положенными им костюмами, пластикой и музыкальным антуражем). Так и "Макбет" индийского гуру режиссуры Ратана Тиама (22 и 23 октября, Новая сцена Александринского театра) населен не только шекспировскими персонажами в инвалидных колясках, но и сонмом национальных богов и героев.

Классика–перевертыш

Еще один шекспировский спектакль — "Король Лир" Яна Кляты и Старого театра в Кракове (25 и 26 октября, Александринский театр) — отправился из Британии в Ватикан. Папа Римский раздает не королевство, а власть духовную. Ожидаемая в спектакле кончина Папы, увы, воплотилась в реальности: с 2016 года сцены с ушедшим исполнителем заглавной роли великим артистом Ежи Гралеком идут в видеозаписи.

Классика и предчувствие войны

Неспроста, ох, неспроста сразу два фестивальных опуса посвящены войне — Первой мировой. Кристофер Рюпинг поставил в Театре Камершпиле "Барабаны в ночи" (1 и 2 ноября, Александринский театр), раннюю пьесу Бертольда Брехта о событиях 1918 года и выборе между стоянием на баррикадах и частным благополучием.
Саймон Макберни создал в Театре Шаубюне спектакль "Опасная жалость" (2 и 3 ноября, Новая сцена Александринского театра) по роману Стефана Цвейга о предчувствии войны в одном отдельно взятом аристократическом замке в 1913 году.

История как перформанс

Вся история многострадального XX века воплощена через сравнительно традиционную пятичасовую сагу о грузинской семье в постановке Театра Талия "Восьмая жизнь" (24 и 25 октября, БДТ), а также посредством междисциплинарного проекта, захватывающего дух.
Великий и ужасный композитор–режиссер Хайнер Гёббельс показывает перформанс "Все, что произошло и могло произойти" (31 октября — 2 ноября, Музей стрит–арта) по пародийной антиутопии Патрика Оуржедника "Европеана. Краткая история ХХ века". Ну а греческий режиссер, хореограф и художник Димитрис Папаиоанну берет шире и размышляет обо всей истории Европы от эллинистической эпохи до наших дней в "Великом укротителе" (7–9 ноября, Александринский театр). Это бессловесное шоу объединяет пластический театр, перформанс и цирк.