Уравнение для всех. Каким может быть единый финансовый фонд футбольных клубов

Автор фото: ТАСС
Из всех губернаторов только нижегородец Глеб Никитин додумался предложить объединить деньги спонсоров, чтобы распределять между командами
Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин предложил рассмотреть вопрос о создании некоего единого фонда, который наполнялся бы средствами от крупных компаний–спонсоров, а затем эти деньги распределялись бы между участниками соревнований. Владимир Путин идею поддержал: "Я думаю, что такой "колхоз" был бы справедливее, чем то, что мы видим сегодня: соревнование кошельков происходит". Однако он уточнил: "Насколько идея реализуема, трудно себе представить".
Глава РФС Александр Дюков сразу заявил: "Мы этот вопрос уже взяли в проработку и в ближайшее время доложим. Очень важно, чтобы этот подход был эффективен с точки зрения использования средств. Корпорации и частные компании будут переводить деньги в фонд, и здесь очень важен вопрос создания системы управления. Она бы обеспечила эффективное и качественное использование тех средств, которые дальше будут из этого фонда направляться на поддержку различных клубов".
Есть несколько вопросов. Во–первых, зачем владельцам частных клубов (Галицкому, Федуну, Гинеру) кормить "Тамбов" или "Урал"? Можно предположить, что в этом случае они постараются вносить в фонд как можно меньше, переложив почетную обязанность финансирования "колхоза" на плечи тех, кто не сможет отказаться: государственных компаний "Газпром", РЖД, ВТБ.
Взносы региональных бюджетов, из которых сейчас финансируются провинциальные клубы, можно даже не считать. При любых обстоятельствах они получат больше, чем внесли.
Второй вопрос может возникнуть у людей недоверчивых: а не будет ли свалившееся на бедные клубы нечаянное богатство использовано неэффективно? Особенно зная наших футбольных агентов.
Третий вопрос: насколько прозрачны сейчас бюджеты клубов и кто будет определять размеры взносов?
Предложенная модель финансирования всех клубов из одного фонда напоминает советскую, когда все деньги были государственные, клубам были утверждены примерно одинаковые бюджеты и единое штатное расписание с общей для всех сеткой стипендий. Футболисты были разбиты на "виды", в команде могло быть определенное количество игроков I категории (основной состав) и — с меньшей зарплатой — II и III категорий (игроков запаса). Но и тогда эти уравнительные формальности легко обходились за счет вторых зарплат (игроков оформляли на еще одну фиктивную работу); выдачи квартир (звание "Отличник железнодорожного транспорта" давало возможность игроку "Локомотива" жить в ведомственной квартире пожизненно); разного рода премий и доплат, которые оформлялись как лечебные пособия, матпомощь и часто были значительно выше зарплаты; присвоения спортсменам армейских клубов высоких воинских званий, дававших право на дополнительное вознаграждение. Некоторые то есть были равнее.
И несмотря на то, что вопросы, связанные с финансированием советского футбола, находились под контролем ЦК КПСС, регулярно на заседаниях высшего партийного руководства обсуждались проблемы с "нарушениями финансовой дисциплины" в футбольных командах.
Впрочем, создание футбольного "колхоза" вполне возможно, если правильно понять посыл президента. Можно предположить адресата, который мог бы этот колхоз организовать таким образом, чтобы общее финансирование футбольных клубов имело конкурентный характер и приносило пользу участникам еврокубков в исполнении правила финансового фейр–плей.
Возможных схем может быть две. Первая — через добровольно–принудительное спонсорство самого чемпионата России (ведь является же российская компания спонсором Лиги чемпионов!), по которому несколько крупных организаций формируют призовой фонд (а премиальные по ФФП считаются доходом). Второй путь — через принудительную покупку телеправ на матчи РПЛ — не совсем по рыночной цене, а несколько выше. И опять понятно, кто за это будет платить.
В любом случае вкладывать деньги придется "несправедливо", а делить — "справедливо".