Мелкий чек и самовывоз. Как меняется онлайн-шопинг в Петербурге и России

Автор фото: vostock-photo
В 2019 году доля Северо-Запада в российском рынке e-commerce оказалась почти в 1,5 раза выше, чем его доля в населении страны (14 млн человек, 9% от общего числа россиян), говорится в исследовании Data Insight. За полугодие в регионе исполнили свыше 26 млн заказов на 101 млрд рублей. В Петербурге заказы в интернет-магазинах доставляли в среднем за 3,7 календарных дня. Ключевыми трендами для Петербурга и России в целом становится переход к формату самовывоза и возрастающее снижение среднего чека за покупки в онлайн-магазинах.

Нетривиальный результат

Совокупный объем рынка онлайн-продаж в СЗФО за первое полугодие 2019 года оценивается в 101,3 млрд рублей (13,9% всех онлайн-продаж в стране). В исследовании здесь и далее учитываются данные материальных продаж интернет-магазинами РФ. Не учитывается продажа услуг, цифровых товаров, а также продажи иностранных интернет-магазинов. Лидирует ожидаемо Петербург, Ленинградская и Калининградская области замыкают тройку регионов по объему продаж через интернет-магазины. В аутсайдерах — Ненецкий АО, Новгородская область и Коми.
За полугодие в регионе исполнено 26,5 млн заказов (13,8% от всех заказов в стране). По этому показателю тройку лидеров замыкает уже Вологодская область, пропуская вперед Петербург и Ленобласть. Топ-3 аутсайдеров остался тем же, меньше всего заказов зафиксировано в Ненецком АО. Однако показатель среднего чека по регионам существенно меняет соотношение — лидирует Ненецкий АО, готовы платить за покупки в Архангельской и Калининградской области. Петербург по этому показателю занимает шестое место, самый маленький средний чек в Псковской области. В целом средний чек в СЗФО составляет 3 815 рублей, это на 0,5% больше среднего чека по РФ.
По числу пунктов самовывоза первым ожидаемо оказывается Петербург (1 821 пункт самовывоза), далее Ленинградская и Архангельская область. Ненецкий АО снова оказывается последним в рейтинге регионов по этому показателю. В рейтинге интернет-потребления (отношение доли заказов к доле населения) с большим отрывом первый Петербург, далее Ненецкий АО и Мурманская область на третьем месте. Среднее время доставки для Петербурга — 3,7 календарных дня, доля доставки до двери составляет чуть более трети (34%) от общего числа заказов. Топ-3 компаний, доставляющих в пункты самовывоза по регионам: "Связной-Евросеть", PickPoint и Boxberry.
Говорить о резком росте логистики для e-commerce в регионе нельзя, речь идет о поступательном развитии, уверены аналитики. "Можно было бы говорить про бум, если бы раньше все было не очень хорошо, а стало сильно лучше. Для Петербурга, думаю, стоит говорить про постоянное улучшение показателей доставки, что соответствует общему тренду развития электронной коммерции", — отмечает представитель Data Insight.
Северо-Запад в исследовании отмечается явным делением на две основные группы по абсолютным показателям. Первую составляет Петербург, на долю жителей которого приходится около двух третей количества и суммарной стоимости заказов СЗФО. Вторая группа состоит из остальных десяти регионов округа и достаточно однородна в абсолютных показателях по сравнению с Петербургом.
Наряду с Петербургом по относительным показателям особое место занимает Ненецкий АО, высокий уровень доходов жителей которого, небольшая численность населения, а также отдаленность региона являются факторами, способствующими самым высоким среднему чеку в округе (6 130 рублей) и доле предоплаченных заказов (45%).
Именно Петербург и Ненецкий АО выделяются среди регионов как обладающие самым высоким рейтингом интернетизации, рассчитанным как отношение доли количества заказов к доле в населении округа, и обеспеченностью точками самовывоза, отмечается в отчете.
Северо-Запад — один из пионеров развития и освоения электронной коммерции в России, сейчас доля макрорегиона в российском рынке e-commerce почти в 1,5 раза выше, чем его доля в населении страны, подчеркивает со-основатель Data Insight Борис Овчинников.
"Это нетривиальный результат, так как на Северо-Западе есть только один большой город (Петербург) и для полноценного охвата остальных регионов логистическим компаниям нужно было прийти во множество небольших городов и поселков. Онлайн-покупки сейчас доступны для подавляющего большинства жителей макрорегиона, что открывает большие возможности для дальнейшего роста онлайн-продаж на Северо-Западе", — уверен аналитик.

Петербургский шопинг

В Петербурге и СЗФО охотно платят онлайн всеми доступными способами, стимулируя тем самым развитие e-commerce и логистики. В 2019 году платили в интернете 95,1% жителей Северо-Западного округа, больше этот показатель только в ЮФО (95,8%), говорилось в совместном исследовании "Яндекс.Денег" и Mediascope. При этом больше всего в регионе тех, кто рассчитывался таким образом за мобильную связь (86,5%) и заказы в интернет-магазинах (82,9%).
Билеты в кино, театры, музеи и на концерты оплачивали онлайн 61,5% пользователей из СЗФО. Это значительно больше, чем в целом по стране, — 54,4%. Кроме того, в Петербурге чаще и охотнее, чем в целом по стране, платят за крупные покупки бесконтактно: смартфонами, виртуальными и пластиковыми картами. За год (май 2018-го — май 2019-го) число таких операций в Петербурге выросло в 2,4 раза. Москва по темпам роста заняла последнюю позицию (в 1,5 раза).
Больше покупок — проще доставка. В октябре петербургский онлайн-ретейлер Ozon отчитался о создании крупнейшей сети постаматов в России (4,5 тыс. точек (локеров). Таким образом, Ozon опередил Qiwi Box c 1905 и PickPoint — с 2100 собственных терминалов. При этом ретейлер обещает наращивать сеть собственных терминалов и до конца года планирует увеличить существующую сеть собственных точек еще более чем в 2 раза. Средний чек заказов в постаматы составляет 1,2 тыс. рублей, это меньше, чем на Ozon в целом, поскольку в постаматы не заказывают крупные предметы, например, бытовую технику. В то же время установка постамата "рядом" с клиентом увеличивает частотность его покупок в среднем в 5-6 раз, добавляет ретейлер.
За последний год доля постаматов в общем объеме доставки Ozon выросла в 6 раз, в некоторых городах она уже превышает 23%, уточняют в компании. «Этот канал сейчас в стадии бурного роста и рынок не насыщен, сейчас в Петербурге и Ленинградской области 365 постаматов Ozon, и мы планируем расширять сеть. Эффективность постамата всегда зависит от локации, поэтому мы устанавливаем почтоматы в «Пятерочках», бизнес-центрах, а также, например, в салонах красоты и магазинах — и активно ищем новых партнеров в Петербурге», - сообщил представитель ретейлера.
В Петербурге расположен сортировочный центр Ozon площадью 5 тыс. м2., который обрабатывает порядка 30 тыс. посылок в сутки, ретейлер планирует запуск еще одного сортировочного центра, чтобы оптимизировать маршруты курьеров, обслуживать растущую сеть постаматов и пунктов выдачи заказов, а также запускать новые сервисы. «В нашей службе доставки в Петербурге, как и в других городах, работают как штатные курьеры, так и индивидуальные предприниматели и агентские службы доставки», - уточняют в Ozon
В Петербурге и Ленинградской области много планов по строительству распределительных центров, и основными драйверами выступают как раз интернет-магазины, подтверждают в DPD. "Если говорить про количество отправок, то кратного роста год к году мы не наблюдаем, хотя рост, безусловно, есть", — поясняют в компании. Отмечают в DPD рост самовывоза в СЗФО. Это тенденция сохраняется на протяжении последних 2-3 лет. По данным DPD, число посылок, которые забирают из пунктов, выросло в 2 раза по сравнению с прошлым годом.
"Если говорить о специфике нашего региона, то можно выделить следующий тренд: рост числа самозанятых курьеров, которые участвуют в различных краудсорсинговых сервисах. Это связано с появлением большого количества мелких и средних онлайн-магазинов. Особенно много таких магазинов появилось в отрасли полиграфии. Это точки, которые раньше работали только офлайн, а теперь вышли в интернет", — комментирует специфику петербургской логистики в e-commerce Мария Канакина, директор Северо-Западного региона DPD в России.

Тренд крупнейших

Объем рынка логистики для электронной торговли в России за первое полугодие 2019 года составил 218 млн посылок, что на 33% больше, чем в первом полугодии 2018 года, говорится в исследовании Data Insight. Как отмечают аналитики, основной рост пришелся на самовывоз. Объем посылок, доставленных до двери курьером и Почтой России, увеличился незначительно. Всего на Почту России пришлось 44 млн посылок (20%), на логистические компании — 63 млн посылок, причем 27 млн (12%) доставлено курьерами до двери и 36 млн (17%) — в пункты выдачи заказов и постаматы. Своими силами интернет-магазины доставили 111 млн посылок (51%).
"Мы видим, что практически весь прирост рынка e-commerce и, соответственно, почти весь прирост рынка логистики для интернет-магазинов пришелся на формат самовывоза. Более того, и внутри сегмента самовывоза идет перераспределение долей рынка от Почты России и единичных ПВЗ небольших интернет-магазинов в пользу тех сетей, которые быстро наращивают количество точек получения заказа: это логистические компании (особенно использующие постаматы) и крупнейшие интернет-магазины", — поясняет со-основатель Data Insight.
"Ключевым событием на рынке логистики является активный рост пунктов выдачи заказов ввиду смещения интереса покупателя и, как следствие, e-commerce от классической курьерской доставки в сторону доставки до пунктов самовывоза", — подтверждает Сергей Малышев, заместитель генерального директора по посылочному бизнесу и экспресс-доставке, Почта России.
"Коммодитизация" онлайн-покупок влияет, конечно, на предпочтения по доставке: частые недорогие покупки предопределяют выбор в пользу быстрой доставки и одновременной экономии денег, подчеркивает Борис Овчинников. При этом Надежда Романова, CEO PickPoint, уверена, что рост российской онлайн-торговли сдерживает искусственно завышенный средний чек в интернет-магазинах.
"В отличие от китайских площадок, у нас покупатель не может заказать товар за 200-300 рублей, ему придется добирать до фиксированной минимальной суммы заказа или переплачивать за доставку. Поэтому сейчас покупатель готов ждать свой заказ из Китая 2 недели или сделать свою покупку офлайн, а это отрицательно сказывается на отечественном e-commerce", — считает Романова.
Как отмечалось в исследовании Data Insight, в первом полугодии 2019 россияне сделали 190 млн заказов в отечественных онлайн-магазинах на сумму 730 млрд рублей. При этом число заказов выросло на 44% год к году, а объем продаж в деньгах — всего на 22%. "Таких темпов роста рынка по количеству заказов мы не видели никогда", — подчеркивал Овчинников в ходе выступления на конференции "Электронная торговля — 2019".
В числе ключевых факторов взрывного роста аналитик называл, в частности, доступность самовывоза, а также активизацию маркетинговых и инфраструктурных усилий крупнейших игроков рынка (Wildberries, Ozon и "Аптека.ру").
Суммарно число заказов у этих трех онлайн-магазинов увеличилось в январе-июне 2019 года на 108% год к году. Рост этих трех игроков и повлиял на динамику среднего чека в целом. Так, у Wildberries чек оказался заметно ниже рынка (снижение за полугодие на 10%, до 1,4 тыс. рублей). Притом что каждая третья онлайн-покупка в России делалась на сайте Wildberries. В итоге ускоряется снижение среднего чека онлайн-покупки по рынку, отмечали в Data Insight.