Решайтесь сами. У собственников есть право управлять ЖКХ напрямую, но они этого боятся

Автор фото: Михаил Тихонов
Электронная система голосования если и внедряется, то в новых домах. В старом фонде это совсем уж редкость.
Вы заходите в лифт своего дома. Ехать на д–цатый этаж больше не скучно, ведь на настенной ЖК–панели сменяют друг друга важные вопросы: "Выключать ли фонари на ночь", "Повышать ли плату за отопление", "Поменять ли бухгалтера". С помощью электронного ключа в одно касание авторизуетесь и голосуете. Фантастика? Вообще–то нет — это часть нацпроекта по цифровизации системы ЖКХ.

А мы и не знали

Все законодательство уже есть. Право принять решение об использовании информационной системы для голосования на последующих собраниях утверждено в ч. 3.2–3.4 ст. 44 Жилищного кодекса РФ. Подробно порядок проведения таких собраний утвержден ст. 47.1 ЖК РФ. Чаще всего голосующий подписывается простой электронной подписью, как в мобильном банкинге. Примерно такая же аутентификация применяется регистраторами при проведении электронных собраний акционеров.
В Минстрое ставили задачу довести показатель до 10% к 2021 году и 50% — к 2024–му. Однако пока что на электронную систему перешли меньше 1% домов.
"Молодое поколение чаще выступает за, поскольку они уже широко применяют разные электронные сервисы. От старшего поколения мы иногда слышим, что они опасаются электронной системы или просто хотят "живого" общения", — рассказывает генеральный директор АО "Сервис–Недвижимость" Николай Дюмин (управляет домами, построенными группой "Эталон"). Приходится разъяснять, что электронное голосование не отменяет традиционных форматов — например, личного приема руководством.

Демократия "под ключ"

В основном электронное голосование внедряют в новых домах. Опрошенные "ДП" петербургские застройщики признали, что такая опция — уже норма для жилой недвижимости класса комфорт и выше. Правда, пока вместо права голоса людям чаще предоставляют площадки для обсуждения.
"В наших домах мы только планируем реализовать такую возможность, создав систему для электронного заочного голосования, — рассказал "ДП" директор по маркетингу группы RBI Михаил Гущин. — Но уже сегодня мы активно используем соцсети, личный кабинет, "Сообщество жильцов" с целью выяснить мнение жителей по разным вопросам. Например, о том, какие дополнительные услуги в доме могут быть востребованы. Такие опросы не имеют силы официального решения общего собрания собственников, но позволяют нам узнать пожелания жителей".
Часто управляющие компании закупают уже готовые IT–решения для проведения голосований. Крупнейшие бренды на рынке: "Кворум", "Домсканнер", "Росквартал", "Дом–контроль", "Домилэнд", "Живу.рф". Среди опрошенных "ДП" телекоммуникационных компаний, которые сейчас активно осваивают рынок технологий для ЖКХ, систему голосования внедряет "Ростелеком". "В СЗФО пока идет техническое тестирование функции. В тестовом режиме эксплуатации сервис уже доступен жителям Московской области", — рассказали в пресс–службе. Свою систему готовятся презентовать в "МегаФоне". В "Теле2", МТС и "Эр–телеком" рассказали, что именно услуги электронного голосования у них нет.

А что мешает?

Раньше люди игнорировали общедомовые голосования, поскольку не верили в их честность, собрать настоящий кворум было невероятно сложно.
"Я в своем доме на протяжении долгих лет наблюдал за муками нашего правления, члены которого по 2 месяца ходили по квартирам, чтобы набрать кворум, — вспоминает Олег Жизненко, генеральный директор "НРК — Р.О.С.Т." (внедряет систему "КВОРУМ"). — Сейчас достаточно 5 дней, и квалифицированный кворум готов. Радикальное повышение интереса к управлению домом. Люди начинают голосовать, потому что понимают, что с электронным голосованием принятие решения зависит от них самих. Проверить его гораздо легче, а подделать — гораздо труднее".
И все же перейти на электронную систему нелегко, поскольку первым шагом должно быть все равно "бумажное" собрание. При этом управляющие компании скорее противодействуют переменам. "Кто–то опасается, что с помощью системы у него могут забрать дом из управления, кто–то — что активность жителей возрастет так, что они начнут влиять на тарифную политику", — рассказывает Олег Жизненко.
"На практике мы столкнулись с тем, что, если Государственная жилищная инспекция (ГЖИ) видит, что голосование проходило в электронном виде, она практически во всех случаях начинает проверку. ГЖИ во многих регионах просто не знают о возможности проведения электронного голосования", — добавляет Борис Валит, исполнительный директор интернет–службы "РосКвартал".

Инициатива угасает

Сейчас на рассмотрении в Госдуме находится законопроект, который позволит без решения общего собрания собственников проводить электронное голосование с использованием Государственной информационной системы жилищно–коммунального хозяйства. Но других (коммерческих) сервисов для голосования он не касается.
В целом реформа забуксовала, оценивает Борис Валит. "По моему мнению, после ухода из Минстроя РФ и Минкомсвязи РФ старой команды, курировавшей ГИС ЖКХ (Государственная информационная система, содержащая всю информацию о предприятиях сферы. — Ред.), проект перестал развиваться. На ГИС ЖКХ возлагались большие надежды по цифровизации отрасли: чтобы вся информация о ЖКХ аккумулировалась в системе, а другие сервисы к ней подключались и использовали данные. ГИС по идеологии должна была стать такой первой Big Data в ЖКХ России", — рассказывает он.
По оценкам службы "Росквартал", достичь 50%–ного проникновения электронного голосования точно не получится. Разработчики системы "КВОРУМ" считают реалистичным уровень 30%. "Нужно, чтобы УК увидели выгоду от внедрения электронного голосования и чтобы у них не было страхов использовать его, — считает Олег Жизненко. — Для этого нужна конкуренция поставщиков".
Понимаю нашу увлеченность программными продуктами. Но в случае электронного голосования теряется момент общения между УК, ТСЖ, ЖСК и собственником. Зачастую управляющие домом вынуждены повышать тариф или вводить дополнительный сбор. А это вещь очевидно непопулярная, ее же нужно разъяснить. Простое проставление галочек, для того чтобы не увеличилась квитанция, приведет к нежелательному результату для надлежащей эксплуатации дома.
Кирилл Захарян
юрист, член общественного совета при вице–губернаторе по ЖКХ
У меня нет надежды, что это будет работать, в частности, потому, что в этом не заинтересована власть. Что такое система капремонта? Она же не стимулирует активных собственников заниматься своим домом. Она говорит так: заплати взнос и спи спокойно. Городу выгоднее иметь управляющие компании, чем активные советы домов. ЖСК и ТСЖ постоянно подвергаются серьезному давлению, а внутри не защищены права меньшинства. Я не знаю случаев, чтобы инициативным группам удавалось переизбрать своего председателя. Гораздо проще его посадить!
Анатолий Голов
сопредседатель Союза потребителей России