Сила — в силе. Простые выводы из истории каталонских сепаратистов

Автор фото: EPA/Vostock-photo
Верховный суд Испании приговорил лидеров несостоявшейся Каталонской Республики к длительным срокам реального заключения. Проведя в предвариловке почти 2 года, они получили от 9 до 13 лет тюрьмы. Среди осужденных — вице–президент правительства Каталонии, несколько министров, спикер регионального парламента.
Приговор достаточно жесток и показателен. Напомню: Испания — королевство. Не республика, не федерация и тем более не конфедерация. Для испанского правительства эти люди — сепаратисты и преступники.
Для каталонцев — мученики и герои. Сразу после обнародования приговора в Каталонии предсказуемо начались массовые протесты и беспорядки. С обвинениями в адрес испанского правительства в жестокости и авторитаризме выступили многие известные каталонцы, включая футбольную "Барселону", ее экс–игроков (Хави) и экс–тренеров (Гвардиола). Четверо членов мятежного кабинета скрываются в Шотландии и Швейцарии, их еще не выдали испанскому правосудию. Экс–президент Карлес Пучдемон в пятницу сдался бельгийским властям, но суд позволил ему пока оставаться на свободе.
Еврокомиссия заявила, что считает все происходящее внутренним делом Испании, полностью уважает конституционный порядок в Испании, включая решение Верховного суда Испании. Одновременно было заявлено, что "право всех граждан протестовать гарантировано в ЕС". Эксперты утверждают, что каталонские сидельцы имеют нехудшие перспективы. Все они находятся в тюрьмах на территории Каталонии, а местные власти имеют полномочия вводить для них послабления в тюремном режиме после отбытия четверти срока. В предварительном заключении подсудимые провели около 2 лет. При определенной позиции тюремного начальства многие из них уже в 2020 году смогут приходить в тюрьму только ночевать, да и то с понедельника по четверг. К тому же по испанским законам король может их просто помиловать. Европа остается вегетарианской.
Сегодня в мире почти не осталось моноэтнических или монокультурных стран. И вряд ли в политике существует более сложный и одновременно более простой вопрос, чем вопрос о территориальной целостности страны и праве нации на самоопределение. Особенно для политика.
Могли ли члены экс–правительства Каталонии поступить по–другому, имея на руках результаты референдума, где более 90% населения высказались за независимость? Нет, не могли. Иначе они не были бы политиками.
А могло ли испанское правительство позволить Каталонии спокойно нарушить конституцию, территориальную целостность страны, обрушить ее экономику и финансы, запустить процесс распада (там ведь еще и баски недалеко)? Тоже нет. И тоже с одобрения большинства населения Испании. И это тоже вполне понятное поведение политиков.
Правды здесь нет. Одни хотят отделиться, чтобы в том числе жить лучше. Другие не дают разваливать существующее государство, чтобы в том числе не жить хуже.
И это мы выносим за скобки поведение и интересы элит, которые нигде не любят расставаться с властью и деньгами. В Испании, как мы видим, тоже.
Если кого–то в данном контексте интересует вопрос, в чем сила, то правильный ответ — сила в силе.
Так–то, брат. Есть примеры: Косово, Курдистан, Абхазия, Южная Осетия, ну и, конечно, Крым. За Гонконгом наблюдаем.
О чем думается в связи с испанскими событиями? В чем опыт для всех нас? Когда рушится государство, права человека и много чего еще, чем привыкла гордиться либеральная Европа, отходят на второй план. Демократия или не демократия — разницы нет.
От сегодняшних правительств требуется умная политика. И в общем понятна цель этой политики — сделать свою страну такой, чтобы из нее не только не бежали, не только не пытались от нее отделиться, отгородиться, а чтобы в нее ехали отовсюду. И в первую очередь — умные, талантливые, пассионарные. И неважно, какой они национальности.
И это не утопия. Это условие выживания и сохранения государства.