Расчистить чердаки. В 2019 году может быть произведено более 50 млн т электронных отходов

Автор фото: Vostock-Photo

По оценкам Всемирного совета предпринимателей по вопросам устойчивого экологического развития, в 2019 году будет произведено более 50 млн т электронных отходов

Согласно результатам исследования, почти половина формируемого электронного мусора — это портативная персональная техника: ноутбуки, планшеты, смартфоны. Остальное — крупная бытовая техника.
По оценкам Международного союза электросвязи, каждый год на одного человека приходится более 6 кг электронного мусора. К 2050 году мировой объем таких отходов достигнет 120 млн т.
В России статистику по количеству электронных отходов не собирают. По независимым оценкам от 2014 года, этот показатель достигает 1,4 млн т, при этом перерабатывается всего 40–50 тыс. т отходов. Эксперты подчеркивают, что большая часть электроники не подлежит утилизации. На переработку поступает лишь 20% оборудования.
С остальным мусором в разных странах поступают по–разному. Где–то его активно продают на сером рынке (например, разбирают гаджеты на детали), где–то массово отправляют на мусорные полигоны, а где–то попросту сжигают. По словам аналитиков, электроника составляет 70% опасной начинки свалок, хотя количественно это лишь 2% всего потока твердых бытовых отходов.
"В химическом составе электроники есть как материалы на основе фенолформальдегида и поливинилхлорида, так и большинство элементов периодической таблицы. Попадая на свалку, под воздействием влаги и перепадов температур металлы из электронных компонентов (мышьяк, свинец, кадмий, цинк и другие) отравляют почву и воду", — рассказывает директор по маркетингу Konica Minolta Business Solutions Russia Артур Синицин.

Кто виноват?

Наиболее распространенная в Европе схема работы с электронными отходами — так называемая расширенная ответственность производителя. Ее можно назвать формулой "я тебя породил — я тебя и уничтожу". Иногда производитель заранее закладывает стоимость утилизации в конечную цену техники и финансирует переработку самостоятельно. Иногда его ответственность ограничивается обязанностью принимать электронные отходы и проводить просветительскую деятельность.
Активнее всего с электронным мусором борются в Швейцарии, Швеции, Дании, Норвегии, Германии, Франции. Там уровень сбора электротехники превышает 45% объема выпущенных на рынок товаров.
В России какой–либо единой системы сбора электронных отходов не существует, поэтому подобные инициативы продвигают отдельные ретейлеры и переработчики мусора. Такие проекты работают и в Петербурге. В частности, городской комитет по благоустройству запустил проект "Экомобиль", который принимает у жителей на переработку в том числе электронные отходы.
Впрочем, многие эксперты подчеркивают, что проблема утилизации электроники состоит не столько в отсутствии точек сбора, сколько в самих пользователях. Зачастую техника десятилетиями лежит на чердаках, поскольку выкинуть телефон, который был верным спутником несколько лет, рука не поднимается.
"Проблема кроется в отсутствии связи между переработчиками и конечными пользователями техники. Нет инфраструктуры, которая бы их связала, и нет заинтересованных людей, ответственных за этот процесс", — рассказывает генеральный директор АО "Петромакс" (входит в международный концерн Kuusakoski) Екатерина Радионова.

Что делать?

В Санкт–Петербурге работает несколько переработчиков электронных отходов, которые принимают мусор бесплатно. Из телекоммуникационной техники они извлекают драгоценные металлы, из остальной — медь, алюминий и т. п.
"Окупаемость таких проектов, конечно, вызывает вопросы. Если мы все же придем к концепции расширенной ответственности производителя, то бесплатные переработчики смогут перепрофилироваться и стать подрядчиками для крупных производителей техники", — считает исполнительный директор правового центра "Беллона" Артем Алексеев.
Директор Ассоциации переработчиков электронной и электробытовой техники Владимир Комиссаров рассказывает, что большие объемы электронного мусора перерабатываются на крупных предприятиях, где, как правило, применяется шредирование.
"В России около десятка таких компаний, однако практически везде применяется предварительная ручная разборка с целью увеличения выхода ценных материалов. Главной проблемой при создании современных технологичных комплексов является крайне низкий уровень сбора отходов. Как федеральные, так и региональные власти проблеме электронных отходов почти не уделяют внимания, приоритет отдается ТКО", — поясняет он.
Значительную роль в переработке электронного мусора играют и ретейлеры бытовой техники. В группе "М.видео — Эльдорадо" рассказали "ДП", что принимают электронику на переработку почти в 230 пунктах в Москве и Петербурге. До конца года точки приема откроют еще в пяти городах. Также они проводят специальные акции вроде trade–in или скидок на новый товар при приеме старого.
"Чаще всего на утилизацию сдают стиральные машины, телевизоры и утюги. Из одной стиральной машины весом около 50 кг в результате переработки получается 15 кг строительных смесей, одна секция металлического забора длиной 2,5 м и одно пластиковое садовое кресло", — рассказали в пресс–службе группы.