Короли страха. Пять фильмов направления "новый хоррор"

Автор фото: Кинопоиск

Сразу после Ночи всех святых и накануне уик–энда Хэллоуина (ведь, как известно, любой праздник в России отмечается несколько дней) "ДП" решил вспомнить пять фильмов направления "новый хоррор".

Это, возможно, самое яркое явление в кино за все уходящее десятилетие — малобюджетные, но новаторские и оригинальные фильмы ужасов, которые внезапно начали конкурировать в прокате с комиксами и прочим аттракционом. Если вы этот феномен упустили — самое время познакомиться.

"Солнцестояние" Ари Астера (2019)

Ари Астеру чуть за тридцать, и, кажется, у него получается абсолютно все. В прошлом году он дебютировал с блестящей "Реинкарнацией", выворачивающей наизнанку кино про "дома с привидениями", покатался по фестивалям, почитал восторженных рецензий и решил долго не засиживаться без работы. Его второй полный метр точно попадет во все списки лучших картин 2019–го без каких–либо жанровых ограничений. История о группе студентов–антропологов, приезжающих в странную шведскую коммуну на древний праздник, вроде бы цитирует все сразу, от "Плетеного человека" до американских подростковых комедий, но остается ни на что не похожим авторским высказыванием, перемалывающим в себе и фольклор, и арт–кино, и санденсовские инди–драмы. "Солнцестояние" — это очень–очень–очень страшный фильм, и это притча о расставании. Ее можно интерпретировать как "что происходит в голове у девушки, бросающей своего парня" — похоже, что ничего более жуткого и представить себе нельзя.

"Ведьма" Роджера Эггерса (2015)

Вот–вот на экраны выйдет новый фильм Эггерса, "Маяк", с Робертом Паттинсоном и Уиллемом Дефо в главных ролях, получивший летом главный приз секции "Двухнедельник режиссеров" на Каннском кинофестивале.
Это будет хит, это будут "Оскары", но, пока картина в пути, самое время по(пере)смотреть предыдущую ленту Роджера Эггерса, расхваленную, отмеченную призами, но все равно недостаточно известную в России. Действие происходит в 1630–м: семья колонистов покидает плантацию и перебирается в тихое место, поближе к лесу. Дочка играет с младенцем в "закрой глазки — открой глазки", она прикладывает ладони к лицу, отпускает — младенца уже нет. Вскоре она потеряет еще одного ребенка, что можно считать стечением трагических обстоятельств, а можно — проклятием. Близкие, конечно, выбирают второе.

"Прочь" Джордана Пила (2017)

Бюджет — $4 млн, сборы — 250 млн. Джордану Пилу 40 лет, он снял всего два полнометражных фильма, но уже после первого был провозглашен новым королем хорроров, хотя, кстати, последняя эмоция, которую вызывают обе его ленты, — это страх. "Прочь", конечно, этапная для жанра картина — маленькое кино, собравшее охапку номинаций на "Оскар" и статуэтку за "лучший сценарий", фильм, ставший еще и манифестом "новой этики", выводящий на новый уровень давний дискурс американского кино о расовой сегрегации.
Наверное, именно с помощью "Прочь" проще всего объяснить явление "новых хорроров". Это проблемное кино о пороках современного (даже если действие происходит в Средневековье) постиндустриального общества, которое пугает, конечно, и в процессе просмотра, но куда больше — после, при попытке увиденное проанализировать.

"Оно" Дэвида Роберта Митчелла (2014)

Любимый фильм русских и американских синефилов — история приведения, передающегося половым путем, торжество постиронии и картина, которую очень сложно пересказать так, чтобы ее потом захотелось смотреть. На самом деле секрет Дэвида Роберта Митчелла прост, и это тот же секрет, что и у его кумира Хичкока. Они оба (с поправкой на масштаб личности и продолжительность карьеры, конечно) — режиссеры неповторимого стиля. Никто не мог смонтировать фильмы Хича, кроме него самого, никто, кроме него, не понимал, как именно все эти приемчики работают. То же и с Митчеллом: он знает, чего хочет достичь, и понимает, что достичь этого можно единственным возможным способом. Обычный шанс на успех в такой стратегии — 1 к 100, вот этот шанс режиссер и использует.

"Паранормальное" Аарона Мурхеда и Джастина Бенсона (2017)

Уже стандартная, как мы поняли, схема для "новых хорроров" — кино за три копейки, в котором жанр — это инструмент, чтобы рассказать нечто важное и личное, выстреливающее в прокате и собирающее вокруг себя фанатскую базу. Все это произошло и с "Паранормальным".
Два режиссера рассказывают историю о двух молодых людях, когда–то давно сбежавших из секты и решающих уже в сознательном возрасте навестить свою "бывшую семью". Даже завязка нетривиальная, что уж говорить о развитии сюжета.