Солнце в анфас. "Краденое солнце" Максима Свищева в Name Gallery

Автор фото: организаторы выставки

 

Чем прекрасна петербургская жизнь — так это изящной несуразностью. Нет в нашем пятимиллионном городе подобающего сообщества галерей, которые занимаются современным искусством. Есть три с половиной, да и то — если считать с натяжкой. Немного, как ни крути, должно было быть на порядок больше, а по здравому размышлению — около сотни. Вопреки нелепости ситуации, в одной из этих галерей проходит выставка, стоящая многих проектов, из которых складывается программа иного арт–центра.
"Краденое солнце" Максима Свищева в Name Gallery — событие, выходящее за рамки петербургской художественной сцены. Свищев — медиамонументалист, известный как автор десятка проектов, реализованных как в Петербурге и других российских городах, так и далеко за пределами страны: в Лондоне, Нью–Йорке и Сеуле. Свищев — из тех немногих художников, что берутся за пафосные темы и масштабные проекты. Искусству сегодня не по рангу посягать на большие идеи, слишком оно привязано к текущему моменту, существуя от фестиваля к фестивалю, от одной арт–резиденции к другой. Попробуй тут замахнись на монументализм и серьезность.
"Краденое солнце" — исключение из правил. Этот проект был задуман как тотальная инсталляция о засилье новейших технологий. В наш компьютерный век все подвластно машинерии. Этому не способно противостоять даже Солнце — божество, почитавшееся древнейшими цивилизациями. Когда–то на него посягнули русские футуристы, воспевшие победу над могущественным светилом в знаменитой пьесе, которая вот уже столетие не сходит с афиш экспериментальных театров. Теперь художник не тягается силами с небесным светилом, но слагает новый визуальный эпос о хищных эмодзи, похитивших солнце и отнявших у человечества вкус к жизни. Теперь всё только лайки, копипаст и бесчисленные перепосты, лишающие нас индивидуальности. Солнечный свет перешифровывается в нейронных сетях, все сводится к режимам передачи информации.
Впрочем, ни трагизма, ни безысходности в этой эпической инсталляции нет. Ключевая работа — гигантский портрет солнца, которое вопреки всему не утратило своей мощи и наполняет силами художника. Так ведь у сказки Корнея Чуковского тоже хороший конец.
Станислав Савицкий, арт–критик