Запрос на гибкость. Какие навыки нужны для успешного трудоустройства

Британская компания Pareto Law недавно изучила 20 тыс. ключевых слов из описаний вакансий в 15 различных индустриях и выделила ключевые умения, необходимые для успешного трудоустройства. Наиболее востребованными у работодателей оказались навыки коммуникации и выстраивания взаимоотношений, позитивное бизнес-мышление, организованность и навыки планирования. В исследовании не учитывались описания вакансий на российском рынке, но можно с уверенностью говорить, что мы находимся в русле мировых тенденций.
О том, каких конкретно навыков не хватает выпускникам и молодым специалистам, можно судить в том числе по работе нашей образовательной платформы. К нам обращаются молодые (от 18 до 30 лет) люди, нацеленные на самостоятельное развитие тех умений, которые ждут работодатели. Таких соискателей больше 7 тыс. по всей России. Это небольшая (в масштабах страны), но очень показательная выборка. Так чему же хотят научиться в первую очередь?
Речь о так называемых soft skills, или гибких навыках, которые помогают успешно взаимодействовать с другими людьми. Умение общаться и договариваться необходимо даже айтишникам, которые раньше могли себе позволить быть замкнутыми одиночками. 71% работников технологических подразделений вынуждены откладывать или продлевать завершение проектов из-за неэффективного сотрудничества и коммуникации с коллегами, показало прошлогоднее исследование аналитической компании West Monroe Partners.
Soft skills можно и нужно тренировать и развивать, как и любые другие навыки. Первый шаг — пройти комплексный профориентационный тест, который позволяет оценить основные фокусы и мотиваторы конкретного человека, его отношение к задачам, сильные стороны и области для развития.
Также немаловажно владеть искусством управления временем. По подсчетам канадского психолога Пирса Стила, с 1978 года доля людей, страдающих от неумения планировать свое время, увеличилась с 15 до минимум 60%.
Востребованы и навыки бизнес-планирования. Если раньше в компаниях этим занимались только топ-менеджеры и один-два профильных отдела, то сейчас, как правило, в разработке бизнес-плана участвуют практически все подразделения компании. Среди наиболее востребованных работодателями умений молодых сотрудников оказалась и финансовая грамотность. И пиарщики, и дизайнеры должны знать, как прикинуть примерный бюджет проекта, оценить его рентабельность, разобраться в целесообразности затрат.
Вероятно, эти пункты в ближайшем будущем еще не будут включены в обычные вузовские программы. А значит, работодателям и соискателям придется самостоятельно заниматься развитием новых сотрудников.
Наталия Толоченко, лидер проекта Youth Empowered в России