Пернатая опасность. Авиакомпания "Россия" требует от Пулково 4,8 млн рублей за попадание в фюзеляж самолета птицы

Автор фото: архив "ДП"

Специалисты говорят о несовершенстве орнитологической защиты аэропорта.

Арбитражный суд Санкт–Петербурга и Ленобласти принял к производству иск авиакомпании "Россия" к оператору аэропорта Пулково — ООО "Воздушные ворота Северной столицы" (ВВСС). Сумма требований — 4,8 млн рублей.
По информации "ДП", разбирательство касается столкновения воздушного судна "России" с птицами в Пулково. Инцидент произошел в этом году во время взлета лайнера, выполнявшего рейс Санкт–Петербург — Гамбург. Самолет продолжил полет, но при осмотре в Германии после приземления в фюзеляже были обнаружены повреждения.
В авиакомпании "Россия" предпочли не комментировать ситуацию до выяснения всех обстоятельств. Аналогичную позицию заняли в ВВСС. Официальную статистику столкновения с птицами там предоставить также не смогли.
Один из собеседников, близкий к ВВСС, отмечает, что существует проблема разграничения зоны ответственности. "Аэропорт отвечает за орнитологическую обстановку в строго определенных пределах — до 50 м от земли до воздушного судна при посадке и до 150 м — при взлете. Все остальное пространство вне компетенции аэропорта. Поэтому решающее значение может иметь время доклада экипажа о происшествии", — говорит источник.
По его словам, число столкновений с птицами в аэропорту несколько снизилось после закрытия свалки на Волхонском шоссе в 2013 году. Но в последнее время, утверждают собеседники со стороны авиакомпаний, такие случаи учащаются. "ДП" располагает фотографией, на которой видно, что территория рядом с авиабазой "России" усеяна чайками. Кадр, по словам источников, сделан летом нынешнего года.
О сложностях в поддержании приемлемой "пернатой" обстановки в петербургском аэропорту говорит и орнитолог, сотрудник Центра независимой экологической экспертизы РАН Владимир Храбрый. По его словам, авиахаб обречен на частый визит птиц из–за своего географического расположения, особенно в периоды их миграции.
"По нашим исследованиям, в районе Лахты за осень пролетает 1,5 млн птиц. Аналогичная ситуация в районе аэропорта, который расположен в прибрежной зоне. Кроме того, недалеко от него расположена закрытая свалка — любимое место чаек, — говорит он. — Ситуация может измениться после рекультивации полигона: тогда исчезнет источник пищи".
По данным сайта госзакупок, ежегодно ВВСС тратят 2,3 млн рублей на орнитологическое обследование территории аэропорта в радиусе 15 км. В техзадании не скрывается, что на ситуацию негативно влияет полигон ТБО "Новый Свет — Эко" в Гатчинском районе Ленобласти.
Также в Пулково, как и во многих других российских аэропортах, используют комплекс технических средств: биоакустические системы, газовые пушки, светоотражающие шары, видеонаблюдение, затягивание технических водоемов сеткой. Эксперты подчеркивают, что каждый аэропорт ведет статистику столкновений с птицами и она попадает в реестр Росавиации.
Некоторые эпизоды оказываются достаточно серьезными. Так произошло, например, летом нынешнего года с самолетом "Уральских авиалиний", который вылетел из Жуковского и нештатно приземлился в кукурузном поле рядом с Раменским. Борт той же авиакомпании пострадал и в Петербурге в конце августа: при взлете в Пулково птица повредила шасси. Капитан принял решение совершить вынужденную посадку в Екатеринбурге.
За 2 месяца до этого инцидента Пулково подверглось проверке Ространснадзора. Ведомство установило недостаточное выполнение требований по орнитологической защите воздушной гавани. Результаты этого аудита ВВСС пытаются опротестовать в суде.