Дубинка без инструкции. Подводные камни закона о суверенном Рунете

Автор фото: Vostock-photo

Вступивший в силу закон о суверенном интернете оказался пока не так страшен, поскольку инструментария для его реализации нет.

Номинально "суверенный интернет" заработал в России с 1 ноября 2019 года. Многие боялись, что с этого дня интернет станет работать медленнее, появятся сбои в доступе к каким–либо сайтам и т. д. Но 1 ноября видимых изменений не произошло — разве что в очередной раз поднялась волна обсуждений в социальных сетях. Однако, уверены наблюдатели, настоящие подводные камни, как всегда, остались за кадром.

Требуются десятки миллиардов

Для того чтобы любой ограничительный закон заработал, в нем нужно прописать две вещи: с кем боремся и как. Не помешало бы добавить, как тренироваться для победы в борьбе. Но попытки разложить по пунктам вступивший в силу закон ни к чему не приводят.
Согласно его тексту, с 1 ноября у властей появилась теоретическая возможность перейти в режим "централизованного управления" российским сегментом сети в случае "угроз целостности, устойчивости и безопасности" Рунета.
Правда, никакой конкретики о технической составляющей этих угроз до сих пор не представлено. По сути, речь идет о переписанных из словаря описаниях слов "целостность", "устойчивость" и "безопасность", никак не привязанных к технической составляющей работе интернета. В связи с этим многие требования пока попросту невыполнимы.
С инструментарием для борьбы также возникают проблемы. Предполагается, что Роскомнадзор за счет бюджетных средств выдаст операторам связи некое оборудование, которое предоставит регулятору возможность точечно управлять их сетью на локальном уровне.
"Однако власти поторопились с принятием закона, не хватило технической проработки документа. Сейчас нет ни необходимого оборудования, ни средств на реализацию закона, ни компетенций по грамотной установке оборудования", — считает эксперт Института исследований интернета Ирина Левова.
"Это худшие по своему смысловому наполнению закон и подзаконные акты, которые я когда–либо видел. Люди просто не понимают, что и зачем они пишут, — рассказывает глава Ассоциации альтернативных операторов связи Алексей Леонтьев. — Мы участвовали в обсуждении этого проекта. Его разработчики нас упрекнули: мол, вы все раскритиковали и ничего не предложили в ответ. Я им честно сказал, что не смог понять даже мысль, которую собираются реализовать законодатели".
По оценкам экспертов, на реализацию технической части закона операторам понадобится примерно год, на практике же проект заработает через 3–4 года. Предположительно, расходы на его реализацию превысят 30 млрд рублей, из них 20 млрд пойдут на закупку оборудования для операторов связи. Эти деньги государство выделит в рамках проекта "Цифровая экономика".
Однако аналитики в один голос говорят, что 20–30 млрд рублей не хватит на качественное оборудование для всех операторов. В 2017 году Институт исследования интернета оценил стоимость массовой установки такой техники для операторов в $5 млрд, а ежегодные расходы на поддержание инфраструктуры — в $1 млрд.
Соответственно, у правительства не так много вариантов. Первый — искать дополнительное финансирование (в бюджете государства или самих операторов). Второй — предоставить игрокам телеком–рынка менее качественное оборудование, которое со временем при увеличении объема передаваемого трафика будет все чаще и сильнее сбоить. О перспективах развития сетей нового поколения при таком сценарии говорить не приходится.
"Также власти могут обеспечить качественным оборудованием крупных операторов и по возможности средних. С мелкими региональными провайдерами можно поступить проще: если понадобится обрубить доступ в сеть, то можно перекрыть один–два магистральных канала, по которым в маленькие города идет интернет", — отмечает Алексей Леонтьев.
Около 2 недель назад власти решили проводить "учения" для подготовки к внедрению суверенного интернета. Согласно подзаконным актам, они должны проходить не менее одного раза в год. Один из таких тестов уже прошел в Уральском федеральном округе. По данным местных СМИ, операторы проверили работу оборудования для фильтрации трафика (DPI–системы) на домашнем интернете.
Для тестирования Главный радиочастотный центр закупил у компании "РДП.ру" оборудование на 689,6 млн рублей. Интегратором проекта стала компания "Данные — центр обработки и автоматизации" (ДЦОА). Все эти компании удивительным образом связаны — "РДП.ру" на 15% принадлежит "Ростелекому", а ДЦОА возглавляет бывший заместитель министра связи Рашид Исмаилов. Кроме того, официальным представителем ДЦОА является бывший пресс–секретарь "Ростелекома" и Минсвязи Дмитрий Захаров.
Официальной информации об итогах тестирования нет, но, по данным источников, оно провалилось: когда операторы связи запускали оборудование для фильтрации трафика, интернет якобы попросту отключался.
В свою очередь, Дмитрий Захаров отрицает сбои и ухудшение качества сигнала во время тестирования, но подчеркивает, что комментировать итоги тестирования уполномочен только заказчик.
Так или иначе, эти эксперименты показали, что разночтения в законе возникают на каждом шагу. Предполагается, что централизованное управление интернетом — это своего рода "план Б", когда на красную кнопку нажмут только при необходимости. "А на Урале операторы тестировали оборудование в реальных условиях, проверяли, как интернет будет работать при постоянном использовании оборудования", — объясняет Алексей Леонтьев.
По данным "ДП", Уральский федеральный округ выбран основным для проверки системы и для тестирования этого пока достаточно.

На те же грабли

Фактически главным интересантом появления суверенного интернета стал Роскомнадзор. С 1 ноября 2019 года он получил множество новых полномочий, в том числе контроль за точками обмена трафиком и сетью каждого конкретного оператора. По словам аналитиков, РКН уже может по необходимости отключать передачу данных в том или ином месте — никаких специальных технических средств для этого не нужно, а юридическая база подготовлена.
Любопытно, что сотовая связь с интернетом и раньше исчезали на массовых мероприятиях, но тогда это происходило вроде как случайно, и операторы связи к этому были якобы не причастны.
Ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский подчеркивает, что россиянам вредит не столько принятие закона о суверенном интернете, сколько отсутствие подробной информации о нем.
"В результате можно заметить очередной виток напряженности и панических настроений бизнесменов, которые планируют мигрировать в соседние страны и рассуждают о потенциальных убытках, несмотря на отсутствие каких–то реальных угроз в данный момент", — объясняет аналитик.
В пресс–службе Института развития интернета заверили "ДП", что для жителей России после включения суверенного интернета ничего не изменится.
"Россия останется частью мирового интернет–пространства, однако в перспективе устойчивость отечественного сегмента сети только возрастет. Это связано с тем, что, кроме международных серверов, доступ к которым сохранится, в России на случай сбоев появится дублирующий сервер. Кроме того, отечественные алгоритмы шифрования (согласно закону, они появятся в 2021 году) будут использоваться параллельно с зарубежными, которые продолжат функционировать при возможных сбоях. Это также касается и системы адресов корневых серверов", — пояснили в организации.
Однако генеральный директор провайдера "Комфортел" Дмитрий Петров подчеркивает, что опасны не столько сами DPI–решения, сколько ошибки в их конфигурации. "Ими будут управлять сотрудники органов, отвечающих за реализацию закона, а не сотрудники оператора связи, на чьей сети будет установлено оборудование. Это основная угроза, так как работоспособность сети будет зависеть не от оператора связи, а от третьей стороны", — считает он.
Отметим, что сегодня операторы уже используют отдельные DPI–решения в коммерческих целях — например, для перераспределения трафика между абонентами.
В любом случае закон о "суверенном интернете" во многом повторяет судьбу "пакета Яровой". Тот, напомним, предусматривал возложение на операторов связи обязанности хранить входящий и исходящий трафик. Как и в случае с суверенным интернетом, надлежащего оборудования для этого нет. А то, что есть, не работает. В результате операторы на днях обратились к властям, чтобы им субсидировали покупку нового оборудования.
Сейчас создана еще одна дубинка. Но инструкция по ее применению снова не написана.
Создать "суверенный интернет" не очень сложно, если нас интересует именно техническая сторона вопроса (чтобы все, грубо говоря, пользовались только "Яндексом"). Но, вероятнее всего, у этого закона другая цель. Не исключено, что закон останется на уровне инициативы. У власти и так есть возможность выключить рубильник, но не факт, что она ей воспользуется. Если в какой–то стране разрешена смертная казнь, это не значит, что всех казнят направо и налево. Пока это все на уровне догадок, а они, как правило, имеют мало общего с реальностью.
Андрей Гук
генеральный директор ООО "ОБИТ"
Опыт нашего законотворчества показывает, что операторов сначала обязывают что–то делать, а потом думают, как это можно реализовать на практике. Чтобы подкрепить закон технической составляющей, потребуется минимум год. Существующие решения позволяют фильтровать трафик без ухудшения качества сигнала. Но точных характеристик, какие именно решения выдадут операторам, пока нет. Поэтому сложно сказать, хватит ли 20–30 млрд рублей.
Денис Кусков
глава аналитического агентства TelecomDaily