"Яндекс" полностью распродал партию своих первых смартфонов после падения их цены вдвое

Автор фото: Артем Геодакян/ТАСС
Презентация первого смартфона от "Яндекс" в Москве
"Яндекс" к ноябрю 2018 года полностью распродал первую партию своих смартфонов "Яндекс.Телефон". На "Яндекс.Маркете" объявления о продаже устройства перестали размещаться с прошлой недели. Как уточнили в компании, за неполный год покупатели активировали 18 тыс. устройств. 10 тыс. смартфонов продали в августе — сентябре, после падения цены вдвое. Для сравнения: лидирующий на рынке Samsung с начала года ввез в Россию 4,9 млн смартфонов, а российский бренд Inoi продал 869 тыс. смартфонов.
В "Яндексе" эксперимент с собственным смартфоном назвали успешным. "Мы сделали ставку в первую очередь на программную составляющую: хотели показать, как может работать экосистема "Яндекса" в оптимальном виде, когда "Алиса" встроена прямо в "железо". И нам удалось показать рынку, в каком направлении мы можем работать с производителями смартфонов", — заявили "Коммерсанту" в пресс-службе компании. Там добавили, что по итогам проекта обсуждают различные варианты развития направления, но пока не готовы раскрыть эти планы.
Впервые смартфоны "Яндекса" были выведены на розничный рынок в декабре 2018 года по цене 17 990 рублей. В числе ретейлеров, продававших устройство, назывались "М.Видео", "Эльдорадо", DNS и маркетплейс "Беру". На фоне слабого спроса стоимость устройства снизилась в феврале 2019 года до 13 990 рублей, а в августе — до 7990 рублей. В ноябре в "М.Видео-Эльдорадо" смартфон от "Яндекса" переместился в ультрабюджетную категорию, его можно купить менее чем за 7 тыс. рублей (6995 рублей). По словам источника, большую часть смартфонов купили после двукратного падения цены: 5,5 тыс. штук в августе и 4,5 тыс. в сентябре.
Представитель "Вымпелкома" заявила, что смартфон "Яндекса" в целом вызывал интерес в течение 2019 года, но вместе с тем "оставался скорее нишевым предложением на фоне уже завоевавших популярность брендов". Вице-президент по закупкам и развитию бизнеса "Связного" Михаил Комков с тезисом о коммерческой неудаче смартфона не согласен. По его словам, на протяжении всего периода продаж в Сети "наблюдали устойчивый спрос" на эти смартфоны.
"Яндекс.Телефон" получил восьмиядерный процессор Qualcomm, экран с разрешением Full HD, экосистемы "Яндекса" и Google и NFC-чип: он поддерживает платежные системы "Яндекс.Деньги" и Google Pay. Гаджет также оснащен определителем номера, который подключен к системе "Яндекс.Справочник" с контактными данными организаций.
В III квартале 2019 года "Яндекс" заработал на продаже гаджетов, включая "Яндекс.Станцию" и "Яндекс.Телефон", порядка 278 млн рублей, следует из отчетности компании. Это направление внесло отрицательный вклад в EBITDA в 202 млн рублей.
Основатель "Яндекса" Аркадий Волож объяснил провал продаж первого смартфона компании ошибкой в представлении гаджета. "Яндекс.Телефон" был потрясающей вещью. Что делалось изначально: мы сделали оболочку, которая работает на очень простых аппаратах. И об этом надо было рассказать: берем телефон с конвейера, ставим на него "Яндекс" и получаем вещь. До этого его не покупают, а после — покупают. В презентации его показали как iPhone, это была ошибка, как мне кажется", — признался Волож на полях ПМЭФ-2019.