КИСУ заказывали? Город не успел оцифровать общественный транспорт

Автор фото: Vostock-Photo

К 1 ноября должны были оцифровать общественный транспорт. Но не успели, а когда успеют — непонятно.

Городские власти заказали современную систему цифрового управления общественным транспортом, без которой невозможна транспортная реформа. Однако к положенному сроку она не готова. Областные власти с интересом смотрят на опыт городских коллег.

Застряли в развитии

В Петербурге сейчас работают автоматическая система управления городским пассажирским транспортом (АСУ ГПТ) и система электронного контроля оплаты проезда (СЭКОП). Они имеют абсолютно разные структуры, обслуживаются разными специалистами и, соответственно, имеют разные ошибки, которые выливаются в несовместимость. В результате очень сложно работать с бигдата, анализировать статистику и строить прогнозы.
"Системы очень сильно устарели. У АСУ это приводит к тому, что до трети ежедневных рейсов могут не засчитаться перевозчику автоматически из–за неверно полученных координат или других сбоев, приходится досчитывать вручную. СЭКОП вообще застрял в своем развитии — если Петербург захочет ввести у себя, например, автоматическое включение пересадочного тарифа, как в Москве, скорее всего, сделать это не получится. У нас все валидаторы в момент движения имеют связь только с бортовым компьютером транспортного средства, но не с сервером", — поясняет источник "ДП", близкий к транспортному блоку Смольного. Именно поэтому, к примеру, если пополнить баланс "Подорожника" в интернете, его потом необходимо отдельно активировать. Вместе с тем пересадочный тариф — одна из важных составляющих анонсированной Смольным транспортной реформы.

Новая лучше старых двух

Заменить устаревшие системы должна современная Комплексная информационная система управления городским и пригородным пассажирским транспортом (КИСУ ГППТ), которая будет собирать и обрабатывать большой объем данных, что должно помочь сделать транспорт в Петербурге "умным". Это упростит жизнь не только пассажирам, но и чиновникам: с помощью КИСУ можно будет синхронизировать расписание всех видов транспорта и оптимизировать маршрутную сеть, планировать объем услуг по перевозке пассажиров на основе мониторинга пассажиропотока, автоматически контролировать выполнение расписания движения и транспортной работы, внедрить инновационные способы оплаты проезда и многое другое.
Пассажиры смогут оплачивать проезд с помощью виртуальных электронных кошельков, мобильного приложения, sms и QR–кодов, бесконтактных банковских карт. Также появится личный кабинет, через который можно будет получать уведомления о прибытии транспорта на ту или иную остановку, планировать оптимальные маршруты передвижения по городу с учетом дорожной обстановки и времени суток.

Одна на всех

"В КИСУ очень много различных фишек, туда попытались запихать практически все. Сгенерировать контракт с перевозчиком, устроить ему плановую или внеплановую проверку, занеся результаты, подсчитать пассажиропоток, заменить живого диспетчера на конечной станции, построить пассажиру маршрут и рассчитать стоимость, помочь оплатить проезд и многое–многое другое", — поясняет источник "ДП".
Аналогов этой инновационной системы нет ни в России, ни в мире, отмечает заместитель генерального директора по автоматизации транспорта ГК "Штрих–М" Валентина Усачёва. Входящее в эту группу ООО "НТЦ "Измеритель" является генподрядчиком по разработке КИСУ.
Конкурс на создание такой системы с начальной ценой контракта 804 млн рублей проводили с апреля 2018 года. Несколько раз закупку отменяли. Среди участников был либо один НТЦ "Измеритель", либо он же вместе с ГУП "Санкт–Петербургский информационно–аналитический центр". В итоге контракт был заключен в июне 2018 года с НТЦ "Измеритель" на 756 млн рублей.
"Это уникальная система комплексной автоматизации транспорта, все 15 подсистем которой находятся в единой взаимосвязи. Сейчас в Петербурге информация идет не напрямую от транспортного средства к процессингово–клиринговому центру в зашифрованном виде, а через перевозчика. КИСУ автоматизирует этот процесс — каждое транспортное средство будет само стучаться на сервер при подключении к сети. За счет открытого протокола появится конкуренция среди производителей оборудования, любая компания сможет его поставить", — прокомментировала "ДП" Усачёва.

Слишком умная

КИСУ — неотъемлемая часть грядущей транспортной реформы в Петербурге, которая к июлю 2020 года должна, по мысли Смольного, вывести транспортное обслуживание на новый уровень. Именно она поможет четко отследить объем выполненной перевозчиками работы (решено, что им будут платить за километры, а не за количество перевезенных пассажиров), соблюдение расписания (за опоздания их будут штрафовать) и т. д.
К 31 октября система должна была быть полностью готова. Сейчас, по словам Валентины Усачёвой, сданы только три этапа из четырех. "Автономные и предварительные комплексные испытания пройдены, в ходе последних появились некоторые замечания, например, касаемо удобства работы с интерфейсом. До конца ноября они будут устранены. Отмечу, что критических замечаний нет", — прокомментировала Усачёва.
По данным "ДП", к ноябрю подрядчик не успел поставить систему отчасти из–за того, что у него не было доступа к серверам органа власти, при этом определенные работы можно было проводить именно на них.
Однако чиновники считают, что главная причина отставания от сроков в другом: подрядчик на испытаниях подсистем показывает слабый результат, иногда приходит с демоверсиями, а не с готовым программным решением. Многое сегодня не готово либо не работает, и нет понимания, как все дорабатывать, утверждают чиновники.
"Система излишне комплексная, в этом ее проблема. Даже если подсистемы сами по себе работают нормально, то с подсистемными взаимосвязями все сложно, и сейчас, на этапе разработки, и потом, в ходе эксплуатации", — говорит чиновник из транспортного блока Смольного.
"Техзадание для КИСУ было согласовано только к середине 2019 года вместо конца 2018 года. Технический проект не согласован и не утвержден до сих пор. Можете представить, как делают эту систему", — говорит еще один источник "ДП", близкий к разработке КИСУ.
Ситуацию осложняет положение основного субподрядчика НТЦ "Измеритель" — ООО "Редсис", отмечает источник. По данным СПАРК, с лета 2019 года к компании было подано два иска о банкротстве.
Со стороны пользователя, ГКУ "Организатор перевозок", тоже решены не все вопросы. Непонятно, где расположить 70 рабочих мест для диспетчеров новой системы. С перевозчиками практически никак не обсуждается возможность приобретения оборудования для оплаты проезда, а в новые контракты на перевозки это требование, скорее всего, не войдет.
Комитет по транспорту не ответил "ДП" о стадии готовности КИСУ. Власти надеются, что к июлю следующего года она будет полностью в строю. Что касается оборудования, то, по данным комитета, перевозчики будут оснащать подвижной состав самостоятельно в соответствии с требованиями ведомства.
В комитете по информатизации и связи сообщили, что "проводятся мероприятия по приемке КИСУ, ориентировочный срок окончания мероприятий — конец ноября".
Эксперты полагают, что власти Петербурга замахнулись на серьезнейший функционал. На разработку подобной системы нужно от 3 до 5 лет, тогда как для подготовки КИСУ дали только полтора года. Только на проектирование системы, разработку ее архитектуры необходимо минимум полгода. Закупку на подготовку КИСУ проводили несколько раз, при этом сроки разработки никто не продлевал. В итоге срок проектирования сжался до полутора месяцев.

Не заблудиться на развилках

Ленобласть идет своим путем и разрабатывать с нуля сложную, насыщенную алгоритмами систему не хочет.
Решить вопрос с цифровизацией общественного транспорта регион надеется с помощью крупной федеральной компании с мощным IT–подразделением. По функционалу областная система будет схожей с петербургской, но, как говорят чиновники, с учетом географических и других различий регионов.
"Сложность выбора путей цифровой трансформации общественного транспорта Ленобласти и осознание возможности заблудиться на его развилках, возможности не попасть в федеральный тренд цифровизации и неэффективно потратить бюджетные средства привели нас к пониманию необходимости проведения информационно–консультационной работы с помощью привлеченной компетентной организации. Сейчас мы ищем такую организацию", — прокомментировал "ДП" заместитель управления транспорта регионального правительства Михаил Присяжнюк.
В ноябре управление планирует подвести итоги закупки почти на 29 млн рублей. Ожидается, что финансовая модель будущей системы по цифровизации общественного транспорта Ленобласти будет готова к началу II квартала 2020 года.
"Описание перспективных возможностей транспортных цифровых сервисов, планируемых к предоставлению на общественном транспорте области, а также их структуры и регламенты взаимодействия с внешними информационными системами (включая КИСУ) будет доступно после проведения соответствующего этапа подготовки. В планах начало реализации проекта предусматривается с конца 2020 года", — уточнил Присяжнюк.

Дружба дружбой…

По данным "ДП", Ленобласть изначально рассматривала возможность участия в петербургской системе КИСУ, но после того, как сосед столкнулся с рядом проблем в рамках этого проекта, решила работать над своим.
При этом официально Петербург никогда не приглашал Ленобласть к совместной работе над КИСУ, как и Ленобласть не делала официальных предложений Петербургу. Был лишь предусмотрен обмен между информационными системами двух субъектов (мониторинг транспортных средств, информирование и оповещение пассажиров, формирование матрицы пассажирских корреспонденций, обмен служебной информацией и пр.).
Эта идеология осталась, поэтому сейчас создаются необходимые инструменты для интеграции разных систем.
Комплексная система сейчас, наверное, нужна. Но наиболее правильный подход, как мне кажется, — создание обязательного языка "общения" разных систем, его унификация для существующих систем и использование для новых. Надо понимать, что любая комплексная система не сможет угадать развитие мира; всегда нужны будут новые системы, новые подсистемы. Невозможно создать самую–самую комплексную систему. Чтобы разорвать этот порочный круг, нужен грамотный постановщик задач, а его нет. Ну а Петербург и Ленобласть не делают общую систему потому, что у регионов разная структура правительств, разные бюрократические и финансовые интересы, разная оснащенность — все разное. Регионам не из–за чего хотеть договариваться. Увы, точно не ради людей.
Иван Вергазов
эксперт сообщества проектировщиков транспорта "Рурбан"
Мне более близок питерский подход к цифровизации общественного транспорта. Я против привлечения частников в систему управления транспортом, это должно быть на государстве. Именно государство должно контролировать перевозки и быть единым центром. Частные структуры часто, особенно в российской реальности, так или иначе с кем–то аффилированы.
Арсений Афиногенов
транспортный аналитик