10:3111 ноября 2019
324просмотров
10:3111 ноября 2019
Инфраструктура поддержки стартапов в России такова, что все усилия направляются на то, чтобы продать стартап в США, а не вырастить собственные компании, пополняющие бюджет и Пенсионный фонд.
Так работает экоструктура стартапов не только в России, но и в Европе: стартап выращивают до момента, когда он становится бизнесом, а затем продают стратегическому инвестору в Америке (80%), Японии (15%) или Сингапуре (5%). Как только получилось что-то хорошее, дающее стабильный денежный поток, стартап перестает быть российским.
Чтобы изменить ситуацию, нужно изменить цель: с вектора «продать» на вектор «вырастить и оставить». Первое, что нужно сделать, — решить вопрос с доступом к дешевому заемному финансированию. Наши конкуренты из развитых стран кредитуются примерно под 2% годовых, а российские проекты — под 36%. Для построения успешных международных компаний требуются соответствующие денежные ресурсы, у российских стартапов шансов добыть их практически нет. Единственный выход — пытаться получить заемное финансирование за рубежом.
Россия — это 1,6% мирового рынка ИТ. Поэтому для того, чтобы из ИТ-стартапа вырос серьезный бизнес, нужно выходить в другие страны. Выход на каждый рынок — это полмиллиона долларов и 2 года работы. Если хотите «раскачать» стартап до размеров большой международной компании, нужно выходить в 200 стран. В итоге $100 млн — и все получится.
Для того чтобы стартап остался в России, рос и развивался на международных рынках, нужно снимать экспортные барьеры. Очень мешают небольшим стартапам проблемы, которые возникают при получении на счет экспортной выручки.
Читайте также:
Авторская колонка
Как стартапу выжить на новом рынке
Не способствуют росту экспорта таможенные барьеры. Если проект экспортирует что-то физическое, например, как мы, образовательное оборудование, то практически неподъемной является задача по оформлению разрешительной документации для вывоза продуктов из России. Для решения этой проблемы нужно держать в штате отдельного специалиста по логистике и внешнеэкономической деятельности. Как правило, у стартапа нет для этого ресурсов.
И наконец, есть серьезные проблемы с регистрацией прав на интеллектуальную собственность и торговые марки за рубежом. Это дорогой и технически сложный процесс. К примеру, мы сталкиваемся с противодействием в попытке зарегистрировать нашу интеллектуальную собственность и торговые марки в других странах: нам регулярно отказывают под разными предлогами, приходится подавать апелляции…
И что касается нашей сферы — EdTech-проектов (образовательных), то нам здорово бы помогла государственная поддержка, направленная на привлечение заказчиков в других странах. Большое количество стартапов делает продукты, которые могут быть интересны министерствам образования разных стран. Здесь требуется содействие на государственном уровне для того, чтобы помочь начать диалог с министерствами, организовать апробацию наших продуктов и дальнейшую поставку в ту или иную страну.
Павел Фролов, основатель компании — производителя образовательной робототехники ROBBO