Стартапы растят на продажу. Но не для России?

Инфраструктура поддержки стартапов в России такова, что все усилия направляются на то, чтобы продать стартап в США, а не вырастить собственные компании, пополняющие бюджет и Пенсионный фонд.
Так работает экоструктура стартапов не только в России, но и в Европе: стартап выращивают до момента, когда он становится бизнесом, а затем продают стратегическому инвестору в Америке (80%), Японии (15%) или Сингапуре (5%). Как только получилось что-то хорошее, дающее стабильный денежный поток, стартап перестает быть российским.
Чтобы изменить ситуацию, нужно изменить цель: с вектора «продать» на вектор «вырастить и оставить». Первое, что нужно сделать, — решить вопрос с доступом к дешевому заемному финансированию. Наши конкуренты из развитых стран кредитуются примерно под 2% годовых, а российские проекты — под 36%. Для построения успешных международных компаний требуются соответствующие денежные ресурсы, у российских стартапов шансов добыть их практически нет. Единственный выход — пытаться получить заемное финансирование за рубежом.
Россия — это 1,6% мирового рынка ИТ. Поэтому для того, чтобы из ИТ-стартапа вырос серьезный бизнес, нужно выходить в другие страны. Выход на каждый рынок — это полмиллиона долларов и 2 года работы. Если хотите «раскачать» стартап до размеров большой международной компании, нужно выходить в 200 стран. В итоге $100 млн — и все получится.
Для того чтобы стартап остался в России, рос и развивался на международных рынках, нужно снимать экспортные барьеры. Очень мешают небольшим стартапам проблемы, которые возникают при получении на счет экспортной выручки.
Не способствуют росту экспорта таможенные барьеры. Если проект экспортирует что-то физическое, например, как мы, образовательное оборудование, то практически неподъемной является задача по оформлению разрешительной документации для вывоза продуктов из России. Для решения этой проблемы нужно держать в штате отдельного специалиста по логистике и внешнеэкономической деятельности. Как правило, у стартапа нет для этого ресурсов.
И наконец, есть серьезные проблемы с регистрацией прав на интеллектуальную собственность и торговые марки за рубежом. Это дорогой и технически сложный процесс. К примеру, мы сталкиваемся с противодействием в попытке зарегистрировать нашу интеллектуальную собственность и торговые марки в других странах: нам регулярно отказывают под разными предлогами, приходится подавать апелляции…
И что касается нашей сферы — EdTech-проектов (образовательных), то нам здорово бы помогла государственная поддержка, направленная на привлечение заказчиков в других странах. Большое количество стартапов делает продукты, которые могут быть интересны министерствам образования разных стран. Здесь требуется содействие на государственном уровне для того, чтобы помочь начать диалог с министерствами, организовать апробацию наших продуктов и дальнейшую поставку в ту или иную страну.
Павел Фролов, основатель компании — производителя образовательной робототехники ROBBO