Читайте дальше заголовка. Так ли плох новый метабренд?

Автор фото: atorus.ru
Начнем с того, что 99% людей, обсуждающих метабренд, его не видели. Ну, то есть они видели пресловутый "бирюзовый кружочек" на фотографиях в соцсетях или в программе Ивана Урганта. Еще видели пару десятков пародий с названиями других городов, разделенных на три части и вписанных в круг. Остроумных и не очень. И все.
Как человек, видевший брендбук целиком, не могу присоединиться к общему веселью и возмущению. Безусловно, можно спорить о том, лучше или хуже была работа студии Артемия Лебедева (на мой личный взгляд — лучше, но далеко не во всем). Но новый бренд совершенно точно соответствует поставленной задаче и выделенным деньгам. Помимо так шокировавшего всех "бирюзового кружочка" (который, кстати, соответствует актуальным тенденциям минимализма в айдентике — посмотрите, как за последние годы упрощаются и тяготеют к геометричности бренды крупнейших мировых компаний) метабренд включает в себя отрисованные в стиле советской графики 1970–х городские панорамы со знаковыми зданиями, готовые шаблоны для сувенирной продукции, шрифты, отступы… А также напугавшую всех в прошлый раз "голову Петра I", предназначенную для официальных стендов (а вовсе не для иностранных туристов).
Если вам показалось, что я пытаюсь защитить комитет по развитию туризма или разработчика бренда, компанию SPN Communications, то зря. Претензий хватает и к тем и к другим. Мне, скажем, совершенно непонятно, почему при заявленной философии "Город личностей" в изображениях полностью отсутствуют люди. Которые вроде как должны "создавать великое". Есть вопросы и к явным заимствованиям некоторых приемов и цветовых решений из работ предшественников (Артемий Лебедев на это уже публично обиделся). В общем, есть о чем поспорить. И если бы в сети обсуждали это, а не "кружок за 7 миллионов", то я бы с удовольствием присоединился. Почему же получилось иначе? А тут мы переходим к претензиям к Смольному.
История с презентацией метабренда — это полноценная инструкция к тому, как делать не надо. Не надо объявлять конкурс в суперсжатые сроки, а потом почти год прятать результаты от людей. Но если уж решили прятать — не надо допускать утечек эскизов. Если уж допустили утечки — не надо отмалчиваться. Если уж решили отмалчиваться, то не надо потом на официальной презентации демонстрировать отдельные куски, не объясняя суть работы целиком и не показывая, куда пошли деньги.
С другой стороны, о том, что на самом деле представляет собой метабренд, довольно подробно написали несколько городских и федеральных изданий ("ДП" сделал это первым). У всех желающих была возможность ознакомиться с информацией в полном объеме. И спорить о реальных, а не выдуманных проблемах территориального брендирования. Вместо этого никто не стал читать дальше заголовка и смотреть что–то дальше первой фотографии. И вот эта готовность обсуждать что угодно, не понимая (и не стремясь понять) сути, — гораздо более серьезная беда нашего времени, чем недостатки в работе дизайнеров или чиновников.
Не надо так.