Фото: Валентин Беликов
Фото: Валентин Беликов

Новый формат гостиничного бизнеса. Интервью с генеральным директором "Союз-строй Инвест" Евгением Войтенковым

662
Татьяна Евграфова
25 ноября 2019, 13:47

В последние годы в европейском гостиничном секторе часто можно встретить предложения по размещению в гибридных отелях. В Петербурге эта ниша до недавнего времени пустовала.

Первая попытка работы в таком формате была предпринята в 2018 году перед чемпионатом мира по футболу. Первый полноценный комбо–отель, совмещающий апартаменты три звезды и гостиницу четыре звезды под управлением международного оператора откроется в Петербурге уже в 2021 году. Как появилась идея его создания и почему этот проект призван стать успешным, рассказал «ДП» генеральный директор компании «Союз-строй Инвест» Евгений Войтенков.

Как вы пришли к гостиничному бизнесу?

— В 1990 году я создал компанию, которой дал название «Аксель В», и постепенно начал заниматься автомобильным бизнесом.

Наш продуманный комплексный подход, сотрудничество с иностранными партнерами — лидерами рынка, работа на основе западных стандартов бизнес–процессов, грамотный маркетинг в отношении поиска новых и перспективных сегментов рынка обеспечили успешное развитие группы компаний «Аксель».

В течение нескольких лет я добился выдающихся результатов. В 1997 году компания «Аксель–Моторс» получила звание «Лучший дилерский центр», награду мне вручили на конференции Национальной ассоциации автомобильных дилеров США (NADA) в Новом Орлеане. В 1998 году моя команда удвоила максимальные показатели продаж BMW в Санкт–Петербурге. Полученные в России и за рубежом награды стали очевидным подтверждением успеха, но главное — компания сформировалась как официальный дилерский центр, увеличив штат высокопрофессиональных сотрудников в 25 раз.

В 2003 году я открыл «Аксель–Кар», крупнейший на Северо–Западе официальный дилерский центр Toyota и Lexus. Это был осознанный маркетинговый ход — объединение на одной площадке двух сильных брендов. Я был первым, кто успешно использовал этот подход в автомобильном бизнесе Петербурга. Еще в 1998 году, построив здание «Аксель–Моторс» на Шкиперском протоке и подписав договор с BMW, я дополнительно получил право продавать Land Rover, Rover и MG на этой площадке, опять же как официальный дилер.

Успешность подобного подхода оценили и заимствовали как наши отечественные коллеги–конкуренты, так и зарубежные партнеры.

В итоге 2006–2008 годы ознаменовались для меня несколькими важными событиями. В рамках автоцентра «ОЛИМП» на Исполкомской улице я открыл крупнейший в Европе мультибрендовый дилерский центр Mercedes–Benz и Chrysler, Jeep, Dodge. Плюс крупнейший, представленный в 32 странах международный холдинг «Инчкейп» приобрел мои дилерские центры Toyota и Lexus, а также автоцентр Peugeot на Софийской улице и крупнейший на Северо–Западе официальный дилерский центр «Ауди Центр Витебский». Это стало результатом реализации ключевого принципа: выстраивать взаимовыгодные отношения с мировыми лидерами в формате организации официальных дилерских центров, расположенных в лучших местах города.

В 2014 году на Пулковском шоссе, 14, я открыл два официальных дилерских автоцентра Porsche и Mercedes–Benz, расположенных по принципу «дверь в дверь». Такое объединение предоставило мне возможность обеспечить сервис для максимального количества клиентов с растущей покупательной способностью. И более того: видя эффективность такого подхода, компания «АВТОДОМ» впоследствии добавила сюда же официальный дилерский центр Lamborghini, фактически завершив создание премиального автомобильного кластера.

В гостиничный сегмент я пришел благодаря вдохновению. Вдохновило место.

В своей жизни, в профессии, я всегда создавал максимальное удобство и сервис для клиентов, основываясь на прозрачных и официальных взаимоотношениях с мировыми лидерами автомобильной отрасли, предлагая им лучшие места в городе.

Я считаю, что и место красит человека, и человек место. Этот принцип важен для меня в автомобильном бизнесе: всегда сначала смотрю участок, потом изучаю бренд, после этого составляю шестилетний бизнес–план и оцениваю его доходность.

Все это ценно для меня и в гостиничном бизнесе: место, гостиничный оператор, его бренд, концепция, план реализации проекта, его доходность.

Чем вдохновило вас место на Пулковском шоссе?

— Я искал площадку для салона Porsche. По прилете из Москвы, проезжая мимо, увидел здесь синий забор. Я знал, кому принадлежит это место и что тут есть парк и озеро. Когда я покупал этот участок, смотрел планы строительства ближайших дорог и развязок (в 2010 году здесь еще не было ЗСД), учитывал общую привлекательность и удачное расположение места. Участок 6 га я приобрел изначально для Porsche, предполагал красиво обустроить прилегающую территорию, но потом появился Mercedes, представителям которого очень понравилось расположение, и я согласовал с обоими автоконцернами проекты, подписал протоколы о намерениях, составил шестилетние бизнес–планы и приступил к строительству салонов.

При этом надо сказать, что, изучая документы, я глубже узнал историю этого места, увидел перспективу его развития, почувствовал и понял для себя всю ценность сочетания в комплексе динамики места — аэропорта, скоростных трасс и спокойствия — парка, 40 га зелени, озера и церквей.

Как возникла идея строительства комбо–отеля?

— Совпали интерес к месту и понимание его ценности. Ко мне обратился Сергей Ногай (генеральный директор ООО «Пулково Скай») с партнером и предложил варианты освоения незастроенных территорий на моем участке. В этот момент мы уже развивали участок, согласно нашему бизнес–плану: запускали автоцентры Porsche и Mercedes, набирали людей, инвестировали средства (порядка $25 млн).

Опираясь на свое видение и общее понимание идеи развития места, я согласился на предложение строить апартаменты на свободной земле. Поначалу сомневался в предложенном формате: «кому это нужно и кто будет жить в этих комнатушках по 20 м2», но партнеры меня убедили.

В итоге участок с электричеством, с теплом, со всеми согласованиями, с ¬оплаченной инфраструктурой стал прекрасной базой для старта апарт–проекта.

Это решение стало удачным для всех участников проекта. В 2014 году начались продажи первых юнитов, и владельцы сразу стали фиксировать высокий спрос на транзитную остановку. По¬степенно здесь начал формироваться гостинично–досуговый кластер, не хватало только ключевого объекта, доминанты.

Идея появления здесь именно комбо–отеля (доходные апартаменты три звезды плюс отель класса четыре звезды), которую мы с партнерами полностью одобрили и поддержали, принадлежит Сергею Ногаю.

Открытие в 2021 году комбо–отеля с развитым функционалом аэропорт–отеля под управлением международного гостиничного оператора AccorHotels и станет следующим шагом в развитии кластера.

Почти пять с половиной лет в рамках проекта я осуществлял лишь общее руководство, мониторинг коммерческих и плановых показателей. Сейчас идея комбо–отеля меня захватила. Как генеральный директор компании «Союз–строй Инвест», я полностью вовлечен в проект, мое рабочее место находится около окна напротив стройки, поэтому я всегда в курсе всех событий.

Почему именно это место вы считаете наиболее выигрышным для отеля такого формата?

— Уверен, что это место прекрасно подходит для отеля любого уровня. Пересечение Пулковского шоссе с Дунайским проспектом — это место, где сходятся все туристические потоки. Расположение в 10 минутах езды от международного аэропорта Пулково привлечет иностранных туристов, непосредственная близость к КВЦ «Экспофорум» — представителей бизнеса, пересечение со скоростными транспортными развязками КАД, ЗСД и трасса М–11 — туристов из Москвы.

По сути, комбо–отель будет первым встречать гостей на въезде в город. Эту роль раньше, вплоть до начала XIX века, выполнял находившийся здесь Путевой дворец Петра I, в котором останавливались приезжающие в столицу вельможи. Здесь исторически были южные ворота города. И эту традицию нужно сохранить.

В чем суть концепции комбо–отеля на Пулковском шоссе?

— Прежде всего это синергия двух категорий гостиничного сегмента, которая обеспечивает высокое заполнение сервисных апартаментов и самой гостиницы независимо от сезонных колебаний. А если говорить об аэропорт–отеле, то заполняемость обеспечивается не только за счет туристов (краткосрочное и среднесрочное размещение), но и за счет транзитных пассажиров, пакетных туров, пассажиров утренних рейсов (05:40 и 06:00) и сбойных ситуаций.

Каковы особенности работы с международным оператором?

— 30 лет моей успешной работы во многом основаны на соблюдении стандартов международных компаний, лидеров отрасли и лучших мировых брендов, поэтому, естественно, когда мне сказали, что для управления отелем рассматривается возможность привлечь крупного международного оператора, я эту идею полностью поддержал.

Во–первых, это бренд, во–вторых, все технические характеристики заданы известным отельным оператором, а значит, изначально будем строить в соответствии с международными стандартами. Сейчас между компаниями «Союз–строй Инвест» и AccorHotels заключен договор управления гостиницей четыре звезды, а также соглашение о намерениях, по которому гостиничный оператор с мировым именем также берет в управление апарт–отель. Идет серьезная работа под контролем технического куратора со стороны AccorHotels.

«Novotel Санкт–Петербург Аэропорт» изначально проектировался с учетом требований международного оператора, а вот с апартаментами пришлось кое–что доработать. Например, необходимо было увеличить количество пожарных лестниц. Для этого мы пожертвовали одним номером на каждом этаже.

Но я всегда говорю своим сотрудникам: «Чтобы добиться максимального результата, необходимо работать с умными и успешными!»

В чем плюсы такого сотрудничества?

— Сейчас в гостинично–досуговом кластере на Пулковском шоссе сдается много апартаментов. Разные собственники, разные управляющие компании, большой поток туристов, поэтому приходится затрачивать дополнительные усилия, чтобы поддерживать относительный порядок. А здесь все в одних руках, и это ценно.

AccorHotels работает по всему миру. Это одна из лучших компаний на рынке гостиничного бизнеса. Управление от такого известного международного оператора — несомненный плюс и гарантия заполняемости. Для привлечения клиентов у AccorHotels есть все необходимые инструменты: собственная система бронирования, обеспечивающая одно бронирование каждые 2 секунды; более чем 50–летняя история корпоративных отношений с различными организациями; бонусная программа. Кроме того, как показывает практика, французский оператор умеет выбирать удачные места для своих отелей.

Можно ли сейчас уже говорить о стилистике проекта?

— В комфортных апартаментах класса три звезды и в отеле «Novotel Санкт–Петербург Аэропорт» четыре звезды под управлением французского гостиничного оператора AccorHotels все будет на должном уровне: ресторан, бар, залы для проведения мероприятий, конференц–зона, просторное и уютное лобби, подземная парковка, фитнес–центр с бассейном, а также три SkyLounge для экипажей европейских, корейских и китайских авиалиний.

Я встречался с представителями AccorHotels. И мне очень нравится мнение, которое высказал региональный директор «AccorHotels Восток» (Россия, Грузия, Украина, СНГ, Турция и Израиль) Алексис Деларофф о том, что «Novotel Санкт–Петербург Аэропорт» станет флагманским отелем бренда Novotel в России.

В комбо–отеле предусмотрены комфортные планировки, качественная отделка, будет установлена дорогая мебель. Современный и интересный дизайн отеля разрабатывается дизайн–студией сестер Сундуковых. В 2018 году Ирина и Ольга получили престижную награду «Дизайнеры года» в рамках премии Gold Key Awards в Нью–Йорке.

Предполагается, что дизайн и меблировка будут кастомизированы в зависимости от назначения номера — для транзитных туристов, для семей с детьми, для среднесрочного проживания (в случае бронирования апартаментов). В комбо–отеле будет 1000–метровое объединенное лобби. Я сразу сказал, что эта зона должна быть красивой и уютной. Потому что здесь формируется первое впечатление об отеле, и на этом нельзя экономить.

Известно, что по проторенной дороге всегда легче идти, можно не допускать ошибок конкурентов. Не боитесь быть первым?

— В свое время у меня не получилось подписать прямой договор с Mitsubishi. Я отказался от субдилерства с этой автомобилестроительной компанией именно потому, что не был бы первым, и это ограничивало меня в свободе действий. Зато в 1996 году мы стали официальными дилерами Volvo. А в 1997 году уже заняли первое место в России по продажам.

Моя компания была первой в Петербурге, которая поняла, что нужно заниматься рекламой. У меня сохранилась фотография перспективы Невского проспекта, главной магистрали города, где нет иномарок, а есть единственная перетяжка с «Аксель Моторс», на которой мы рекламируем Volvo.

Для меня это буквальное отражение жизненного принципа: «Не нужно бояться быть первыми!»

То же и с идеей строительства комбо–отеля в Петербурге. Такого сочетания четырехзвездочного отеля и апартаментов три звезды в Петербурге пока нет. Эта синергия разных категорий гостиничного сектора очень выгодна и для нас. Если бы мы строили только отель в 22 этажа, то, во–первых, это потребовало бы гораздо больших затрат, во–вторых, рано или поздно неизбежно столкнулись бы с проблемой заселения большого номерного фонда (около 700 номеров). Комбо–отель, на мой взгляд, самый гибкий и правильный вариант.

Уверен, что программа действий федеральных и городских властей по развитию туризма, наши гостиничные проекты, профессиональная работа, сотрудничество с лучшими мировыми брендами и инвестируемые в этот процесс денежные средства успешно реализуются. Петербург будет российской туристической столицей и лидером международного туризма.

Досье

Характеристики будущего отеля

— Общая площадь разновысотного (8–17–22 этажа) здания комбо–отеля — 44 тыс. м2.

— В гостинице "Novotel Санкт–Петербург Аэропорт" всего 253 номера.

— В апарт–отеле — 305 номеров.

— В подземном этаже здания: паркинг на 83 машино–места, фитнес–зона с бассейном и помещения для персонала.