Государственные закупки – честным быть выгодно?

Автор фото: Сергей Ермохин

Поставки для государственных нужд составляют существенную часть доходов петербургского бизнеса. Но заключение таких контрактов связано с соблюдением многих бюрократических процедур и таит немало рисков. Проблемы и пути их решения обсудили участники организованного «ДП» делового завтрака.

Законодатели стремятся обеспечить честные процедуры распределения бюджетных средств. Но добросовестные участники сталкиваются с коррупцией и нарушением обязательств со стороны заказчиков. А государственные органы – с нечистоплотностью участников рынка и подставными компаниями.

Хотим как лучше...

Действующий с 2014 года федеральный закон о контрактной системе (именуемый как № 44-ФЗ) постоянно модернизируется. Так, в этом году поставщики получили возможность регистрироваться в Единой информационной системе (ЕИС), отменено обязательное обеспечение для участия в аукционах на сумму до 1 млн рублей, появилась новая редакция типового контракта, заработал каталог товаров и услуг и т. д.
Эксперты рынка неоднозначно оценивают такие изменения: «Раньше нередко возникали проблемы и нестыковки при регистрации на разных площадках, по разным и не всегда понятым правилам, – отмечает генеральный директор ООО «КЕЛЕАНЗ Медикал» (медицинский интегратор) Елена Кириленко. – Для участников, особенно начинающих работать с госзаказом, регистрация в ЕИС – очень удобный механизм. А вот отмена обеспечения, конечно, снижает нагрузку на бизнес, но может обернуться появлением недобросовестных участников. В целом процедуры становятся более понятными и предсказуемыми для честных игроков рынка. А вот для тех, кто хочет хулиганить, создаются ограничительные меры».

... Получается как всегда

По словам коммерческого директора компании «Геоизол» Дмитрия Приймакова, благодаря отшлифовке законодательства у заказчиков все меньше пространства для ошибок и объективно число нарушений в последние годы снижается.
Но многие поставщики жалуются на длительные задержки оплаты исполненных контрактов. «На федеральном уровне такое случается крайне редко. В режиме реального времени мы видим все просрочки и после проверки передаем материалы для возбуждения административного дела в отношении должностных лиц. Сам по себе факт просрочки может обернуться для них даже дисквалификацией. На практике до этого никто не доводит и платит», – пояснил заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Петербургу Виталий Бахвалов.
На уровне города средства нередко перераспределяются между бюджетными учреждениями (например, больницами), в результате образуется задолженность. По словам Виталия Бахвалова, в этом случае в действиях соответствующего руководителя (главврача или иного) нет состава вины и привлечь его к административной ответственности, соответственно, нельзя.
Нередко заказчики не могут обеспечить надлежащее выполнение контракта, например, из-за отсутствия надлежащей проектной документации. В этом случае компанией могут быть нарушены сроки выполнения работ по не зависящим от нее причинам, что приводит к одностороннему расторжению контракта и риску оказаться в черном списке – реестре недобросовестных поставщиков. «Фактически рассмотрение каждого такого обращения заказчика требует индивидуального подхода. Если комиссия будет принимать решения исходя исключительно из формального толкования закона, то в реестре окажется 90% петербургского бизнеса. А такое решение может привести к ликвидации компании, что в целом сказывается негативно на конкуренции в сфере закупок. Поэтому комиссия внимательно рассматривает каждое дело, порой по 2 и 3 часа», – говорит начальник отдела контроля Федеральной контрактной системы Управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Санкт-Петербургу Ольга Рослова.
Об особенностях рассмотрения дел о включении в реестр недобросовестных поставщиков рассказал эксперт в области государственных закупок, управляющий партнер Trdat Group Размик Сукиасян. По его мнению, в целях минимизации рисков оказаться в черном списке поставщику следует представить на заседание комиссии антимонопольного органа как можно больше доказательств своей добросовестности и намерения исполнить контракт: «Это могут быть подтверждения произведенных в рамках работы по контракту затрат. Также следует приложить переписку, в которой вы своевременно предупреждали заказчика о сложностях, которые могут возникнуть или уже возникли по не зависящим от вас обстоятельствам. И необходимо помнить, что ФАС обязана доказать недобросовестность поставщика и наличие у него умысла не исполнять контракт, а не руководствоваться лишь формальными требованиями законодательства», – поясняет юрист.

Заслуженный поставщик

Неоднозначно участники дискуссии оценивают введение квалификационных требований к поставщику: «К примитивным товарам можно описать требования и выбирать компанию, указавшую наименьшую цену. Но, когда речь идет об обслуживании и ремонте сложного оборудования, нередко выигрывают подрядчики, которые не могут выполнить качественно работу. Нужно вводить разумные дифференцированные критерии», – убеждена Елена Кириленко.
В строительстве нередко устанавливаются квалификационные требования, например трехлетний опыт работы и исполнение государственных контрактов на определенную сумму. «В год на рынок представляется несколько лотов; если действующая компания хотя бы один не возьмет, через 3 года она не сможет участвовать в госзакупках. Кроме того, тяжелое ярмо для застройщиков – обеспечительные меры. Банки пользуются нашей ситуацией и требуют заложить душу дьяволу. Полагаю, что для добросовестных подрядчиков, которые регулярно выполняют взятые на себя обязательства, можно выработать шкалу для снижения или даже отмены банковского обеспечения», – говорит Дмитрий Приймаков.
На необходимость введения неценовых критериев указывают и эксперты Минюста: «Оценка Федерального закона №44-ФЗ как со стороны бизнеса, так и со стороны заказчиков совпадает в части понимания его забюрократизированности и недостаточного учета особенностей отдельных видов товаров, работ, услуг. Так, многочисленные публикации и обращения указывают на существование ряда сфер, в которых, по мнению заказчиков, опыт и иные личные качества участников закупок более важны, чем цена контракта. В то же время установление приоритета неценовых критериев является коррупциогенным фактором, поэтому необходимо широкое общественное обсуждение перечня таких случаев, которое позволит учесть объективные причины имеющихся замечаний», – отмечается в опубликованном 27 ноября Докладе о результатах мониторинга правоприменения.

Справка

Годовой объем государственных и муниципальных контрактов достигает 7 трлн рублей. В 2018 году суды рассмотрели более 49 тыс. дел в сфере госзакупок.