Передел большой дороги. Смена полномочий в Смольном началась с КРТИ

Автор фото: ТАСС

В Смольном перераспределяют полномочия между вице–губернаторами, а также ведомствами, которые они курируют. Комитет по развитию транспортной инфраструктуры забрал у Комстроя функции по строительству дорог, за которые последний отвечал применительно к зонам массовой застройки. По информации "ДП", это лишь начало процесса изменения функционала органов власти. Перемены продолжатся в ближайшее время.

На сайте антикоррупционной экспертизы опубликован проект постановления городского правительства о передаче полномочий по проектированию, строительству и реконструкции автомобильных дорог в целях подготовки территорий для строительства от комитета по строительству в КРТИ.
"Проектом данного постановления правительства предусмотрена передача вновь начинаемого проектирования и строительства дорог, относящихся к классификации автомобильных и в дальнейшем попадающих в постановление правительства города №300 (список городских дорог. — Ред.), в комитет по развитию транспортной инфраструктуры. Объекты, по которым уже были те или иные затраты, остаются в ведении комитета по строительству. Также ведомство по–прежнему будет заниматься обеспечением транспортной доступности кварталов жилой застройки и социальных объектов. Поэтому говорить о каких–то кардинальных изменениях в полномочиях двух комитетов здесь не стоит", — комментируют документ в пресс–службе Комстроя.
В КРТИ отмечают, что комитет по строительству уже несколько лет не выступает заказчиком строительства дорог, всем занимается КРТИ. То есть это юридически закрепляет уже сложившийся на практике порядок. На бюджете КРТИ изменения никак не скажутся, говорят в этом ведомстве.
Порядка 100 объектов, по которым сейчас работает Комстрой, он должен будет доделать самостоятельно.

Трудные пути

В перечне таких объектов помимо обилия небольших внутриквартальных проездов есть и участки крупных магистралей. Среди них, например, набившие оскомину жителям северной части Петербурга Богатырский и Комендантский проспекты. Первые контракты на расширение двух участков Богатырского проспекта от Гаккелевской до Байконурской (532 млн рублей) и от Яхтенной до Стародеревенской (742 млн рублей) улицы были заключены еще в 2012 году с компанией "Акрос". Она должна была выполнить работы к концу 2013 года, но обанкротилась. Вторым подрядчиком стала компания "МК–20СХ", которая не сдала объекты в конце 2016 года. Это послужило причиной разрыва контракта зимой 2017 года. С участком от Яхтенной до Стародеревенской в итоге разобрались, а для завершения реконструкции участка от Гаккелевской до Байконурской летом 2017 года заключили контракт с третьим подрядчиком — "А–Проект" — на сумму 387 млн рублей.
Однако спустя почти 2 года и над "А–Проектом" нависла угроза разрыва контракта из–за нарушения промежуточных сроков выполнения работ — объект не сдали к концу 2018 года. Между заказчиком и исполнителем были трения.
Не лучше ситуация сложилась и на Комендантском проспекте. После того как тогда еще врио губернатора Александр Беглов пообещал жителям запустить движение по обоим проспектам к 1 сентября, к достройке объектов пришлось подключить подрядчиков ООО "СК "Орион плюс" и ООО "ЭкспрессСтрой", которые преимущественно работают с КРТИ. 1 сентября на Богатырском и Комендантском запустили рабочее движение, полностью объекты будут сданы в 2020 году.
Еще один традиционный подрядчик КРТИ, "АБЗ–Дорстрой", достраивал дороги для поселка Александровская в Сестрорецке: Матросскую, Грибную, Приозерскую, Жемчужную, Рыбацкую. С ООО "Дормет", первоначальным исполнителем работ, Комстрой расторг договор несколько лет назад. Эта же компания известна неудачным мощением улицы Репина. Сложности у Комстроя есть с Долгоозерной улицей от улицы Королева до Вербной, улицей Репищева от Щербакова до Парашютной, улицей Маршала Казакова от Доблести до Десантников и другими объектами.

И немножко дорог

Директор ассоциации "Дормост" Кирилл Иванов отмечает, что логика в передаче Комстрою полномочий по строительству дорог шла от квартальной застройки, комитет должен был отвечать за внутриквартальные проезды и связь между кварталами. Плюс Комстрой не осваивал полностью свой бюджет, что и позволяло ему еще немножко заниматься дорогами.
"Но потом пошла масса неувязок с сетевиками, землей. Плюс у Комстроя традиционно были непривлекательные торги с точки зрения расценок. Все в комплексе и вылилось в такую некомпетентную историю", — прокомментировал "ДП" Кирилл Иванов.
По большой части именно из–за проблем с документацией расширение Богатырского и Комендантского проспектов затянулось на 7 лет. Что же касается "знания местности", где и какие дороги нужно строить, то КРТИ здесь сможет справиться и без Комстроя. Как отмечает Иванов, в КРТИ есть специальный Центр транспортного планирования, который принимает решение, где и в каком виде целесообразно строить дороги. "Это компетентный и квалифицированный орган исполнительной власти", — считает эксперт.

Строим сами

Пока в Смольном выясняют, кто будет отвечать за дорожную инфраструктуру, застройщики сами прокладывают дороги к своим домам.
Так, Setl Group построила, например, участок Комендантского проспекта — шестиполосную магистраль со светофорами, разметкой, знаками и велодорожками в Приморском районе. Холдинг выполнил там все работы — от подготовки документации до собственно строительства. Кроме того, Setl Group завершила строительство Плесецкой улицы от Комендантского проспекта до перекрестка с Верхне–Каменской возле ЖК "Чистое небо". Это двухполосная дорога длиной 200 м с "карманом", парковочными местами и пешеходными дорожками. Финансирование проекта осуществлялось из собственных средств холдинга. В активе компании также проектирование продолжения проспекта Ветеранов со всей дорожной инфраструктурой. По приблизительным подсчетам аналитиков, строительство этой магистрали обошлось казне Петербурга более чем в 1 млрд рублей.
ГК "КВС" реализовала собственными силами двухполосный внутриквартальный проезд в Калининском районе от ЖК "Кирилл и Дарья" к Бестужевской улице протяженностью 1,5 км. Объект призван улучшить транспортную ситуацию в микрорайоне и обеспечивает дополнительный выезд для жителей квартала. Он будет передан Администрации Калининского района.
"Главстрой Санкт–Петербург" занимается развитием дорожной инфраструктуры одновременно со строительством жилья. В 2019 году введены в эксплуатацию три участка: продолжения Гладышевского и Юнтоловского проспектов в Приморском районе и первый этап Толубеевского проезда в Выборгском районе. Построенные магистрали своевременно обеспечили проезд к новым очередям ЖК "Юнтолово" и "Северная долина", которые готовятся к заселению. Общая протяженность автомобильных дорог, проложенных девелопером, достигла 7,4 км: 2 км в "Юнтолово" и 5,4 км в "Северной долине". "Дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры новых жилых районов предусмотрено крупнейшим в регионе договором проектного финансирования жилищного строительства. Соответствующее соглашение на сумму 30 млрд рублей подписано с Газпромбанком", — рассказали в "Главстрое".
"Строительство дорог осуществляется по заказу городских служб согласно программе развития улично–дорожной сети на основании проекта планировки территории и проекта межевания. Как правило, мы обеспечиваем наши ЖК внутриквартальными или окаймляющими дорогами, в зависимости от конкретного проекта. После дорожные объекты передаются городу. Строительством дорог вне границ наших объектов мы не занимаемся", — прокомментировали "ДП" ситуацию в пресс–службе "Группы ЛСР".

В контексте

Объемы дорожных работ, которыми занимался Комстрой, несопоставимы с объемами, за которые отвечает КРТИ. Поэтому с формальной точки зрения этот последний приобрел не так много. Однако важно, что это не единичный случай, а тенденция поступательного увеличения роли дорожного ведомства.
До этого, в 2013 году, комитет по развитию транспортной инфраструктуры получил от комитета по транспорту функции госзаказчика по строительству метрополитена. Эксперты полагают, что подземке это на пользу не пошло. В частности, именно из–за смены власти затормозилось строительство несчастливой фиолетовой ветки метро, так называемого Фрунзенского радиуса. КРТИ и "Метрострой" довели ситуацию со станциями "Проспект Славы", "Дунайская" и "Шушары" до скандала общегородского уровня. Хотя их в итоге и открыли, судебный шлейф тянется до сих пор. Между тем, когда метро курировал Комтранс, вопросами его развития и строительства фактически занималось ГУП "Петербургский метрополитен". И все происходило достаточно спокойно.
По итогам 2018 года КРТИ реализовал адресно–инвестиционную программу (АИП) только на 73,5%, общая сумма неисполнения бюджета составила 9,9 млрд рублей. По словам главы комитета Сергея Харлашкина, бюджет не был исполнен как раз из–за ситуации с "Метростроем". В результате финансисты Смольного на строительство метро в 2020 году выделили только 13,7 млрд рублей при 18 млрд в нынешнем и озвученных планах ежегодного финансирования в 30 млрд рублей. "Нет смысла закладывать тридцатку, лукавить и кого–то обманывать", — заявлял в октябре глава комитета финансов Алексей Корабельников.
Конечно, в истории с противостоянием между городом и "Метростроем" есть большая политическая составляющая, есть роль личностей — как ушедших, типа Игоря Албина, так и ныне действующих кураторов этого направления. Есть давняя мечта города получить формальный контроль над этим акционерным обществом, которая разбивается о несговорчивость его нынешнего менеджмента. Есть, наконец, много денег.
Таким образом, комитет оказывается в эпицентре и экономического, и политического противостояния. Можно в качестве штриха к портрету добавить недавнюю персональную критику его председателя Сергея Харлашкина со стороны отнюдь не оппозиционных депутатов ЗакСа.
Возможно, нынешнее усиление КРТИ получит в ближайшее время дальнейшее развитие. В интересах курирующего его вице–губернатора Эдуарда Батанова или того, кто имеет виды на этот комитет.
Развитие городской улично–дорожной сети закладывается в Генплане. Полный цикл от начала проектирования до ввода в эксплуатацию может занимать до 3 лет. Строительно–монтажные работы, включая прокладку инженерных коммуникаций, могут проводиться около года, в зависимости от протяженности участка. Камеры, которыми оборудованы дороги, подключаются к городской системе слежения за транспортом. Необходимость возведения дорог диктуется нормами градостроительства, поскольку новые дома должны обеспечиваться удобным подъездом. Такую работу удобнее и эффективнее всего координировать в проектах комплексного освоения территорий, когда один район застраивает один девелопер, создавая всю необходимую инфраструктуру.
Дмитрий Калинин
директор проекта "Северная Долина"
Дороги в комитете по строительству не являлись прерогативой. То, что дороги переходят под одно управление, наверное, будет лучше для всех. Строители должны строить, а заниматься дорогами — комитет по развитию транспортной инфраструктуры, это их профессиональное дело. Ведь КРТИ не строит дома? Божие Богу, а кесарю кесарево.
Олег Бритов
Исполнительный директор Союза строительных объединений и организаций