Кара за деградацию. Каким был ноябрь для топливного рынка

Автор фото: Коньков Сергей

В ноябре обострилась дискуссия о качестве и количестве топлива, отпускаемого на АЗС. По мнению экспертов, все разговоры — часть проекта по ужесточению требований к работе этого рынка.

Ноябрь на топливном рынке России прошел под знаком ужесточения контроля за количеством и качеством отгружаемого АЗС бензина и дизельного топлива. Новация (о которой подробно рассказывал "ДП" в № 179 от 21 ноября) заключается во введении оборотных штрафов с владельцев недобросовестных АЗС, которые недоливают топливо в баки автомобилей. В прошлом месяце также прошла волна проверок заправочных станций на предмет качества продаваемого топлива. Росстандарт даже создал топливную карту, где каждый регион РФ помечен определенным цветом. Так составители наглядно отобразили ситуацию с оборотом суррогата и долей выявляемых нарушений за 9 месяцев 2019 года. Петербург находится в зеленой зоне. Это означает, что доля фальсификата на местных АЗС не превышает 5%.
По мнению президента Нефтяного клуба Санкт–ПетербургаОлега Ашихмина, тема недолива и топливного фальсификата возникла неспроста. "Минпромторг намерен ввести оборотные штрафы за обман клиентов, и, чтобы оправдать эту меру, запущена кампания по обвинению участников рынка в недобросовестности. Ведомство ссылается на данные различных общественных организаций, которые ничем не подтверждены. Какие заправки, когда и как проверяли — эти вопросы остаются без ответа", — говорит Ашихмин.
Такого же мнения придерживаются и в Независимом топливном союзе (НТС). "Кампания по ужесточению карательных мер в отношении владельцев АЗС носит лоббистский характер и негативно влияет на становление и развитие топливной инфраструктуры, — отмечает президент НТС Павел Баженов. — Проблема недолива может быть связана не столько с недобросовестностью владельца заправки, сколько с устаревшим оборудованием либо со сбоями в его работе. В каждом конкретном случае разбираться надо очень тщательно. Поэтому в первую очередь необходимо не штрафовать, а давать возможность работать, зарабатывать и обновлять оборудование, вкладываться в развитие бизнеса. Ужесточение мер административного давления в условиях и без того сложной экономической ситуации в отрасли приведет к неминуемой деградации топливной инфраструктуры".

Преференции за модернизацию

С 21 декабря в России вводится новый экологический класс для грузовых и пассажирских автомобилей — Евро–6. В Европе он появился еще в 2015 году. Введение экокласса не связано с ужесточением требований к топливу, утверждают в Минпромторге. Пока топливо стандарта "Евро–6" поставляют только "Роснефть", "Башнефть" и "Лукойл".
При переходе на Евро–6 локально уровень выбросов снизится незначительно, если при этом топливо будет соответствовать требованиям, считает доцент кафедры геоэкологии и природопользования СПбГУ Степан Кукушкин. "На практике возрастут затраты на производство и обслуживание новых автомобилей и затраты на производство топлива, — отмечает он. — Следовательно, произойдет увеличение потребления ресурсов. А значит, будет больше выбросов. Ограничения по экологическому классу не только реверанс в сторону так называемых "экозащитников", но и лоббирование интересов автопроизводителей. Логика такая: ваш старый автомобиль загрязняет окружающую среду, покупайте новый".
Пока самый высокий стандарт для топлива, действующий в России, — Евро–5. Он начал действовать с 1 января 2016 года. Однако по прошествии без малого 4 лет еще не все российские НПЗ модернизировались для производства топлива, соответствующего этому стандарту. И это притом, что в стране с 2011 года действует программа модернизации предприятий нефтепереработки. С отдельными НПЗ Минэнерго в начале года договорилось о предоставлении преференций в обмен на модернизацию. Подписавшие соглашение НПЗ должны до 2026 года вложить 300 млрд рублей в обновление производства до стандартов Евро–5, ведомство в свою очередь вносит их в список получателей возвратного акциза и обладателей логистического мультипликатора. Недавно у Минэнерго и Минфина возникла новая идея — ввести дополнительный инвестиционный коэффициент 1,3 к обратному акцизу на нефть для заводов, которые возьмут на себя обязательства по вложению 50 млрд рублей в модернизацию и установку оборудования для вторичных процессов нефтепереработки.
"Минэнерго заключило соглашения с 11 НПЗ, которые взяли на себя обязательства по модернизации. По результатам мониторинга мы ожидаем исполнения этих обязательств по 2019 году, результаты будут видны в феврале 2020 года, — сказал директор департамента переработки нефти и газа министерства энергетики РФ Антон Рубцов. — Сейчас разрабатываются стимулы для модернизации нефтепереработки, производства химии, которые дают нам уверенность, что компании смогут иметь достаточный финансовый ресурс, чтобы завершить важные для баланса нефтепродуктов в России проекты".

Держать уровень

Сегодня, 5 декабря, весь мир находится в ожидании двух важнейших событий для топливно–энергетического рынка. Первое — это долгожданное IPO нефтедобывающей компании Saudi Aramco. Накануне сделки спрос на акции составил 166,3 млрд саудовских риялов, или около $44,3 млрд. Сбор заявок начался 17 ноября. От индивидуальных инвесторов их принимали до 28 ноября, от институциональных — до 4 декабря. Размещение Saudi Aramco проходит на местной бирже — Tadawul. Среди институциональных инвесторов основными участниками IPO, скорее всего, станут компании и фонды из стран Азии и Ближнего Востока.
По данным Samba Capital, розничные инвесторы подали заявки на 47,4 млрд саудовских риялов ($12,6 млрд), интерес к сделке проявили 4,9 млн индивидуальных покупателей. Институциональные инвесторы подали заявки на 118,9 млрд саудовских риялов ($31,7 млрд). Саудовские власти планируют в ходе IPO продать 1,5% компании, при этом до 0,5% может быть отдано розничным инвесторам. Ценовой диапазон размещения Saudi Aramco составляет 30–32 саудовских рияла, или $8–8,53, за акцию, что соответствует оценке всей компании в $1,6–1,7 трлн. За 1,5% правительство Саудовской Аравии может получить от $24 млрд до $25,6 млрд.
Второе событие — встреча министров и мониторингового комитета ОПЕК+. На ней будет рассмотрен вопрос о расширении объема сокращения добычи нефти примерно на 400 тыс. барр./с. — до 1,6 млн барр./с. Накануне Reuters узнал о планах ОПЕК "удивить рынок" — продлить соглашение о сокращении добычи нефти до июня 2020 года. Саудитам в период листинга Saudi Aramco нужны высокие цены на нефть. По информации источников Reuters, последний анализ ОПЕК, подготовленный Советом Экономической комиссии (ЕЦБ) ОПЕК, показал переизбыток запасов нефти в первой половине 2020 года, если не будет дополнительных сокращений.
"Для Королевства ситуация осложняется тем, что ему нужна помощь России, чтобы продолжить манипулировать мировой добычей и ценами. Москва же находится в совершенно ином положении. Будучи вторым по величине производителем нефти в мире, Россия является всего лишь союзником картеля ОПЕК, а не его членом. Москва сотрудничает с Саудовской Аравией по своей воле и может самостоятельно определять свою производственную политику независимо от обещаний, данных Эр–Рияду", — считает аналитик Барани Кришнан.