Новаторство поощряется эпизодически. Надо ли фантазировать при строительстве объектов детского соцкультбыта

Автор фото: dailybaby.ru
Детский сад при школе «Обыкновенное чудо» в Йошкар–Оле рассчитан на четыре группы: «Гномики», «Подсолнушки», «Колибри», «Чудо–град»
В новостройках такой дефицит школ и детских садов, что жители рады их появлению в любом виде. Внешний облик перестал кого бы то ни было волновать. А раз так, то и власти не заботятся о нем. Можно ли в нынешней ситуации сделать детский соцкультбыт достойным, выясняет "ДП".
До революции особое внимание уделялось не только церквям и усадьбам, но и школам. Скажем, в Рыбацком из старины сохранились и числятся памятниками всего три здания — постоялый двор, дом причта при утраченной Покровской церкви и училищный дом (школа; правда, сегодня это копия — оригинал снесли для проекта ЛенСпецСМУ).
Типовыми школами город начали застраивать при Сталине. Так, Ленпроект в лице архитекторов Асса и Гинцберга разработал четырехэтажку на 880 учащихся. Особо распространены типовые проекты стали в 1960–1970–х годах.

Вариации на базе

Сейчас под каждую школу и каждый детсад проводится отдельный тендер на проектирование, но видно, что есть тем не менее базовые проекты, которые в каждом конкретном случае пытаются подтянуть под возможности земельного участка.
Одной из компаний, которая занимается проектированием образовательных учреждений, является ООО "Архиоптерикс". Самый свежий его объект — детский сад на Комендантском пр., 64, корп. 2, сданный минувшей осенью.
"Больше шансов сделать что–то красивое у садиков, которые идут через гостендеры комитета по строительству. Как ни странно, он меньше экономит деньги, чем застройщики", — поделился своими наблюдениями с "ДП" гендиректор "Архиоптерикса" Михаил Бродач. В то же время он говорит, что инструментарий в любом случае "достаточно скудный", а ограничен он в первую очередь разными нормами, в том числе противопожарными.
Разнообразить вид приходится в основном за счет размеров и формы остекления, а также за счет цветовых решений. Да и то КГА пропагандирует "палитру традиционных ленинградских цветов, а там, по сути, всего пара десятков оттенков, многие из которых выглядят весьма безрадостно, поэтому применять их на садах неперспективно", убежден проектировщик.
Строящуюся сегодня школу в Новосергиеве на пр. Ветеранов, 173, корп. 3 (заказчик — Setl Group), спроектировало ООО "Архитектурная мастерская Столярчука". По словам главного архитектора проекта Елизаветы Рубиной, "внешний вид мы старались сделать лаконичным". На иллюстрациях видно, что использовались три цвета — белый, красный и желтый.

Украшения для школы — не главное

"Украшения — не самое главное в здании школы. Самое главное — технология, чтобы было удобно детям и чтобы все соответствовало строгим нормам, которые ограничивают нас в наших фантазиях. Конечно, и экономика должна быть не на последнем месте. А бывает сложность и в не очень удачной форме земельного участка — как в нашем случае", — пояснила "ДП" Рубина.
Одни из самых необычных детских образовательных учреждений Петербурга могли получиться в составе жилого комплекса ЛенСпецСМУ на месте "Вагонмаша" на Заставской улице. Проектом ООО "Архитектурная мастерская Рейнберга и Шарова" предусматривалось, что в их состав включат бывшие заводские корпуса рубежа XIX–XX веков.
"Я считаю, что было необходимо оставить память об этом заводе, о том, что существовало до нас. Общественные здания легче сопрячь с историческими остатками заводских корпусов, чем делать жилые дома, которые совершенно в эту тему не вписываются", — пояснял перед началом реализации Андрей Шаров. Однако ближе к делу новый проект разработало ООО "Эталонпроект". В итоге старинные цеха снесли, а взамен построили новоделы. Бывшие краснокирпичные стены собирали из облицовочного кирпича, и в результате фасады получились "пластилиновые".

Интересно, хаотично

В то же время есть примеры, когда появляются объекты с необычным обликом. Например, в 2018 году на Кокколевской ул., 7, корп. 2, в Пулковском сдали детский сад с хаотичным расположением окон на фасадах. Его для ООО "Терминал–ресурс" (основной девелопер Пулковского) спроектировало ООО "Проектно–производственная фирма "А. Лен".
Гендиректор "А. Лен" Сергей Орешкин поведал "ДП" и о других интересных проектах, выполненных по заказу бизнеса, а не города. Например, это будущая школа на Петергофском шоссе, 78, корп. 3, которую намерена возвести Glorax Group по проекту ООО "Архитектурная мастерская Юсупова". Благом стало, что работу Ильи Юсупова удалось "подрихтовать на градсовете".
Еще на градсовете обсуждали школу, которая должна появиться на Петровском проспекте рядом с жилым комплексом ЛСР (эта группа и была заказчиком). Вариант, разработанный ООО "Кант", архитекторскому собранию не понравился, ибо был "очень слабый". "Я вызвался и совершенно бесплатно поправил фасады, чисто как патриот города. Получил благодарность Григорьева (главы КГА Владимира Григорьева. — Ред.). Никакой благодарности от заказчика вообще не получил — вероятно, они считают это медвежьей услугой", — с улыбкой вспоминает Сергей Орешкин. (Кстати, владелец "Канта" Игорь Пасечник в одном из интервью заметил, что не считает Орешкина соавтором: "Градсовету не понравилось архитектурное решение. После этого по совету нашего главного архитектора мы проконсультировались не с одним современным архитектором и нашли решение, которое всех устроило. В дальнейшем мы немного подправили проект, и в таком виде он был утвержден".)
"Это большая проблема (мы ее неоднократно обсуждали в стройкомитете), почему ведущие зодчие Петербурга не заботятся о главном достоянии города — наших детях. Вот почему самые правильные архитекторы не попадают в бюджет? Хотя поползновения были", — говорит Сергей Орешкин. По его словам, проектировщики готовы были взяться за работу "по себестоимости, только чтобы эти объекты были хорошие". Но пока в отношении смольнинских объектов дальше слов дело не продвинулось.

Учись на крыше

Московский архитектор Михаил Беляков, глава архитектурного бюро Noor Architects, рассказал "ДП", что его компания в свое время разрабатывала концепцию современной школы: "Мы предложили несколько непривычных идей. Например, часть школьного двора планировалось заменить пространством, сформированным на эксплуатируемой кровле здания. Современные школы стараются делать все более многофункциональными, с большим количеством трансформируемых помещений. Различные части образовательного объекта не должны быть жестко привязаны к тому или иному функционалу, что создаст возможность использовать здание куда более эффективно и разнообразить сценарии нахождения на его территории". По словам Белякова, "концептуальными и продуманными проектами" в Москве можно назвать Хорошевскую гимназию, открытую в прошлом году, школу, которая строится на землях бывшего ЗИЛа, и еще ряд зданий. Но они реализуются девелоперами. В регионах же, где местные бюджеты обычно сильно ограничены, "проектировщики часто попадают в ситуацию, когда их ставят в очень некомфортные финансовые и временные рамки, что серьезным образом сказывается как на процессе разработки, так и на его результате". "Новаторство, внедрение новых стандартов функциональности и так далее поощряется лишь эпизодически", — заметил Михаил Беляков.