Не только театр. "Александр Тышлер. Театр в станковых картинах"

Выставка Александра Тышлера в Строгановском дворце заинтересует в первую очередь театралов. В советское время Тышлер был известен как театральный художник, начинавший карьеру в авангардистской среде и сохранивший до 1980–х интерес к художественным экспериментам. Он был одним из тех, кто учился в студии Александры Экстер, ученицы великого Бурделя. Дело было в Киеве вскоре после Октябрьской революции. В одной компании с Тышлером оказались будущие знаменитости: кинорежиссер Леонид Козинцев, писатель, литературовед и сценарист Виктор Шкловский, его коллега по цеху с гораздо более сильным норовом и умением быть частью советского официоза Илья Эренбург, а также критично настроенный по отношению к новой власти Осип Мандельштам и его будущая жена Надежда.
Началась Гражданская война — Тышлер организовал в Мелитополе "Окна РОСТА", что впоследствии помогло ему перебраться в Москву. Здесь ему довелось работать с Всеволодом Мейерхольдом, Соломоном Михоэлсом, Александром Таировым и другими знаменитыми режиссерами. Он оформлял спектакли для еврейских театров, в Ленинграде — для Большого драматического и для академического имени Пушкина. В 1945–м его постановка была удостоена Государственной премии СССР.
В оттепельные годы Тышлер стал заниматься станковой живописью, в чем тоже преуспел. Впрочем, наиболее известными остаются его работы для спектаклей: шекспировских "Ричарда III" и "Короля Лира" и "Фрейлехса" Шнеера. Кое–что из эскизов к декорациям, выполненных для этих и других постановок, можно увидеть на выставке.
Впрочем, интереснее даже то, о чем мы меньше знаем. Во–первых, иллюстрации к поэмам Эдуарда Багрицкого и Ильи Сельвинского. Оба автора — едва ли не самые значительные поэты раннесоветской эпохи. Искусные версификаторы, вышедшие из авангардистской среды, они создали несколько программных произведений, свидетельствующих о том, какой могла бы быть советская литература, если бы не насаждение социалистического реализма. К двум из этих вещей Тышлер сделал блестящие рисунки. Увидеть их многого стоит. Любопытна и поздняя серия, посвященная Гражданской войне, воспетой в 1960–е в советском искусстве, литературе и кинематографе.