Право на ошибку. "Тяжелый случай" Атула Гаванде

Атул Гаванде — американский хирург, обладающий несомненным писательским талантом, а также привычкой к анализу и обобщениям, далеко выходящими (и уводящими автора) за пределы операционной. Возможно, потому, что хирургия — вторая специальность Гаванде, а в анамнезе у него значатся философия с политологий (словом, возвышенное). Но в Америке и Европе такое нередко случается: рубит себе парень бабки на "высоком" или просто на бирже, а потом бац! — хочу во врачи. И три пятилетки тратит на обучение новой профессии. В России, скорее, ситуация прямо противоположная.
Да и вообще русский врач такую книжку, как Гаванде, не напишет: его или посадят, или затравят. Хотя любой наш хирург, если однажды выпьете с ним до состояния доверительности, расскажет, что зарезал на операции человека. Совершил ошибку. У любого хирурга есть собственное кладбище. Ординатор совершает ошибки потому, что еще учится (на чужом теле, возможно на вашем, а на чем ему еще учиться–то?), а опытный хирург — потому, что отрабатывает новые технологии: их приходится осваивать с нуля. Да и вообще — shit happens.
Об этом можно молчать, как молчат врачи в России. Либо писать, что и начали делать на Западе. Скажем, в Англии нейрохирург Генри Марш выпускает бестселлер за бестселлером, разбирая свою долгую врачебную практику. В каждой книге — рассказы об ошибках. Женщина, которую разбил паралич по вине Марша (прозевал послеоперационную стрептококковую инфекцию), отсудила у клиники несколько миллионов фунтов стерлингов. Правда, все покрыло страхование гражданской ответственности врача, и никто Марша не уволил. Но в России такого страхования нет. Нет, соответственно, и книг: чистосердечное признание у нас, может, и облегчает душу, но сильно увеличивает срок.
Поэтому, если вы врач или имеете отношение к медицине (а кто не имеет, хотя бы в качестве объекта?), Гаванде (и Марша) следует читать.
Вся первая часть "Тяжелого случая" — о темном ужасе профессии, где ошибки катастрофичны, но они являются частью работы. Сильнейшая идея Гаванде в том, что их совершает никакая не каста "плохих врачей", неведомо как получивших диплом. Да, плохие доктора встречаются, но иногда и блестящие специалисты превращаются в чудовищ (историю одного такого чудовища, ортопеда Хэнка Гудмана — ну и фамилия! — автор разбирает в деталях). Но чаще, повторяю, самые дикие ошибки (зашил полость вместе с забытым в ней инструментом, прооперировал не ту конечность) случались не у неумех. Этот феномен Гаванде и исследует. А остаток книги — он про необъяснимость и неопределенность, с которыми нередко сталкиваются врачи. То есть когда анализы чисты, как слеза Жириновского, томография и рентген идеальны — а человек реально сходит с ума от боли.
Добавлю, что "Тяжелый случай" — первая книга Гаванде, написанная им, когда он еще только заканчивал ординатуру. И она немножечко... как бы сказать... неровна. В ней Гаванде рассказывает, как штатный хирург заставил его зашивать края разрезанной прямой кишки, в чем автор опыта имел мало. Он зашил, но получалось "медленно и неточно, слишком широко и без захвата иглой достаточно ткани". Вот и книжка примерно такая же, как этот шов. Поэтому рекомендую читать ее в паре с последней книгой Гаванде — "Все мы смертны", написанной уже мастерски, композиционно выверенно и на тему, от которой жуть берет: что происходит с нами и какой у нас выбор в последние годы, месяцы, недели жизни. Когда, с точки зрения Гаванде, порой имеет смысл отказываться от борьбы — ради полноты этих уходящих в никуда дней.
Интересный эффект: книги умных, наблюдательных врачей, какие бы страшные истории ни рассказывали, всегда утешительны. В них укрываешься от действительности, как советский ребенок прятался от скудости быта в сочинениях Майн Рида или Дюма.
Может быть, потому, что борьба жизни и смерти, принятие решений в таком противоборстве — это как симфоническая музыка на фоне той попсы, что звучит с каждого телеэкрана.

Топ–3

Нон–фикшен в Петербурге

— "Тонкое искусство пофигизма: Парадоксальный способ жить счастливо", М. Мэнсон
— "Красная таблетка. Посмотри правде в глаза", А. Курпатов
— "SAPIENS. Краткая история человечества", Ю. Харари
По данным сети магазинов "Буквоед"