Фото: Vostock-Photo
Фото: Vostock-Photo

На гладь не глядя. Мосты в Лахтинской гавани неизбежно перекроют вид на Финский залив

1602
Дмитрий Ратников
13 декабря 2019, 06:38

Бесконечно можно обсуждать не только различия между петербуржцами и москвичами, но и тему видов на Финский залив. Они то появляются, то вновь исчезают, и это стало традицией. Свежий пример такой видовой затычки — анонсированные мосты в Лахтинской гавани.

Недавно телеканал "Санкт–Петербург" вспоминал самого известного главного архитектора Ленинграда Николая Баранова. Фигуру, до величины которой нашим современникам невероятно далеко. Кажется, Баранов поучаствовал во всем, даже в топонимике: он первый, кто организовал процедуру возвращения исторических названий; тогда, в военном 1944 году, на карте вновь появились Невский проспект, Садовая улица, Дворцовая площадь… Именно Баранов был инициатором появления и парка вдоль проспекта Добролюбова, который удается разбить только сейчас.

Среди нереализованных проектов — морской фасад Ленинграда. Правда, эта затея явно была не первого порядка. Баранов говорил о выходе к морю: "Я написал партитуру, а уж как вы ее исполните — думайте сами".

И эту партитуру каждый участник строительного процесса исполняет и правда по–своему. Сперва один предложит новоселам наслаждаться закатным солнцем, неспешно погружающимся в воды залива, затем той же пиар–романтикой увлечет покупателей другой. И так, похоже, до бесконечности. Уже давно пора согласиться: Петербургу не нужно продумывать архитектурный и градостроительный облик морского фасада, потому что это в любом случае будет недолговечная история. Если не домами застроят, так портом. Если не портом — так Западным скоростным диаметром. Успокоиться ни застройщики, ни власти не могут.

Очередной такой "парусиной" должны стать два моста над Лахтинской гаванью. Их утвержденный проект недавно представил на своем сайте комитет по развитию транспортной инфраструктуры. Сейчас въезд в Петербург со стороны Сестрорецка четко обозначен неожиданно разверзнутым видом на Финский залив по правую руку. Это выглядит потрясающе: сперва леса, леса, потом частные домики, стеклянная газпромовская "иголка" — и вдруг красивейшая панорама, при ясной погоде покрытая мириадами блесток. И в том числе благодаря этому виду Приморское шоссе является одной из красивейших въездных магистралей (чего не скажешь ни о Московском шоссе, ни о Петрозаводском, ни о Мурманке). В этом я еще раз убедился, когда недавно отправился с комитетом по охране памятников на журналистскую экскурсию по старинным деревянным дачам Курортного района: именно отсюда, из Лахты, начинается удивительная природная сказка, особенно очаровывающая путников зимой.

Но теперь эта торжественная марина будет закрыта, чтобы "Лахта–центр" за бюджетный счет получил транспортные подходы со стороны Приморского проспекта и улицы Савушкина. Для вящей "радости" оба моста будут не на уровне Приморского шоссе, а существенно выше — можно не сомневаться, что вид на воду пропадет, как сейчас со стрелки Елагина острова из–за ЗСД и Яхтенного моста не полюбоваться морскими просторами.

С песчаным пляжем активно борются и на территории "Балтийской жемчужины". Планировщикам показалось, что автомобильная дорога с отвесной бетонной стенкой гораздо лучше озелененного променада, по которому можно пройтись босиком и где можно, не глядя на часы в смартфоне, кидать в волны гальку.