В две смены. Как вычислить "офисных оборотней"

Автор фото: Vostock-Photo

Даже неопасные до поры до времени "офисные оборотни" дорого обходятся компании. "ДП" выяснил, как их вычислить.

В 2020–м Петербург присоединится к регионам, где уже действует налоговый режим для самозанятых. По данным налоговиков, за 10 месяцев, что этот эксперимент длится в Москве, Московской и Калужской областях и Татарстане, в качестве самозанятых зарегистрировались более 250 тысяч человек. Они задекларировали доходов на 27,5 млрд рублей.
В эту категорию попадают люди, у которых нет ни работодателя, ни наемных работников. Однако довольно часто работники к самостоятельному плаванию не готовы и подрабатывают "под сенью" текущего места трудоустройства, пользуясь ресурсами, информацией и приобретенными благодаря фирме связями.

Есть спрос, есть измена

"На сторону" сотрудники смотрят не только по материальным причинам, пирамиду Маслоу и потребности в самореализации и признании никто не отменял. "Могут это делать и финансисты, и монтажники, и консультанты разных направлений, — отмечает старший HR–консультант ManpowerGroup Russia&CIS Екатерина Александрова. — Определяющим фактором является не сама профессия, а готовность и умение человека организовать свою работу и работать над несколькими проектами одновременно, переключаясь между ними".
"Главное, что на таких сотрудников есть спрос: к их услугам прибегает и малый и средний бизнес. Логика у компании, которая берет человека на аутсорс, понятная. Зачем оформлять оклад и заниматься волокитой с документами — отпуска, больничные, командировки, переводы между отделами, — когда можно получить ту же сделанную работу, не беря специалиста в штат?" — задает резонный вопрос руководитель рекрутингового агентства HR Angel Наталья Попова. Или вообще отдав наличными без каких–либо бумаг.
Если сотрудник ловко лавирует между работодателями, демонстрируя ту самую "способность переключаться", и успешно, это может даже положительно его характеризовать. Но не все готовы терпеть таких наследников "Труффальдино из Бергамо".

Дело техники

Поймать "офисного оборотня" можно, применив современные технологии или знание психологии.
"Чтобы узнать, "левачит" ли сотрудник на рабочем месте, можно использовать интеллектуальные системы видеонаблюдения и аудиозаписи в рабочих помещениях, — говорит руководитель компании "Интернет–розыск" Игорь Бедеров. — Можно внедрить DLP–системы (Data Loss Prevention). Они позволяют контролировать рабочие места и то, что сотрудники делают на своих компьютерах, а также учитывать рабочее время по активности пользователей в сети. Это могут быть безумно дорогие и эффективные системы или условно бесплатное ПО, которое может ограниченно контролировать по 5–10 компьютеров. В среднем на хороший продукт компания может потратить 5–10 млн рублей. Стоимость зависит от числа машин".
IT–специалисты также советуют обратить внимание на программы, которые позволяют мониторить активность сотрудников. Информация в динамике — хорошее подспорье. Резкое увеличение активности переписки или смена интересующих сайтов — повод насторожиться.
Впрочем, смысл затрат на системы наблюдения за рабочим местом нивелируется тем, что сотрудника надо об этом предупредить. Так что это скорее инструмент для выявления "багов" в планировании и расходовании рабочего времени. Причем в использовании которого заинтересованы обе стороны — и работник, и работодатель.
Искать тех, кто не намерен быть пойманным, бывает эффективнее (и дешевле ПО) по косвенным признакам. Тогда для выявления общей картины требуется опытный HR, который в курсе карьерных ожиданий сотрудников, их планов на профессиональное и личное развитие.
Психологи говорят, что на первом этапе можно обойтись даже без него: руководителю достаточно внимательно наблюдать за поведением коллектива. Частое отсутствие на рабочем месте — подвод начать разговор с подозрительным сотрудником. Но первое, что должно броситься в глаза руководителю, говорят кадровики, — это превышение рабочего времени без просьбы заплатить за переработку.
Сотрудник задерживается на работе, потому что не успевает справляться со своей работой в отведенное для этого время. А возможно, потому, что занимается не только ею. Появление на рабочем месте ноутбука — тоже повод задуматься.

Покопаться в себе

"Другой причиной может быть плохая организация труда, неправильная оценка трудозатрат на выполнение операций, процесс с неравномерной загрузкой: с пиковыми периодами и периодами вынужденного безделья; плохой синхронизацией со смежными подразделениями", — говорит Герман Шеховцев, партнер практики стратегии и операционной эффективности Althaus Group.
Стадия развития компании на подработки сотрудников в других местах существенно не влияет. Если штатное расписание и функционал каждого специалиста в коллективе составлены и прописаны некорректно, жаждущий подработать сотрудник стартапа и уже устоявшейся корпорации найдет себе стороннего заказчика. Таким образом, работодатель сам дает возможность конкретному кадру заниматься своими делами на работе.
Проверить распределение нагрузок и функций внутри отделов для того, чтобы обновить и оптимизировать внутренние процессы и структуру компании, можно как с помощью сторонних экспертов, так и самостоятельно.

Не под одну гребенку

Чтобы подстраховаться, работодателю уже при найме стоит предупредить сотрудника, что подработки невозможны. "Если такой кейс все же появляется, увольнять надо громко, чтобы пагубная практика не расползалась. Есть, конечно, и те, кто не возражает против подработок на стороне, но им стоит задуматься о том, что мешает подчиненному однажды начать подрабатывать на конкурентов", — говорит генеральный директор агентства PR Partner Инна Анисимова.
В некоторых случаях можно не расставаться с нерадивым коллегой, а просто наладить контроль за его операциями, маршрутом или промежуточными результатами, напоминает Герман Шеховцев.
С пойманным на подработке сотрудником необходимо провести глубокую личную беседу, выяснить причины его поведения, советуют HR–специалисты. Раз уж идти на поводу, то у особо ценных кадров. Если он дает необходимый результат, решением может быть "узаконивание" ситуации.
"В дальнейшем стоит сделать глубокие беседы с этим и другими сотрудниками регулярными. Например, раз в месяц. Видимо, такие "лидерские" беседы — это ваше управленческое упущение на данный момент", — отмечают представители Mikhailov consulting.
Впрочем, "ортодоксальные" работодатели к "слугам двух господ" относятся подозрительно и советуют с "Труффальдино" решительно размежеваться — заключить, например, вместо трудового договора подрядный, облегчив тем самым жизнь и себе.
Сотрудник выполняет другую работу на своем рабочем месте? Значит, он, во–первых, явно не загружен полностью для достижения целей компании. Во–вторых, наверняка что–то не в порядке с его собственными ориентирами: либо он может достигать больших и лучших результатов, либо руководитель плохо представляет содержание его деятельности и неверно формулирует ему задачи. И самое важное — если это произошло, очевидно, что коммуникация не налажена.
Михаил Михайлов
основатель консалтингового бюро
Из обычного рабочего дня час, а то и два точно можно убрать на обед, перекуры и чай. Еще полчаса — на внерабочее общение с коллегами. В итоге остается 6,5 часа на работу, из которых час–два, а может, и дольше сотрудник может трудиться не на вас и его деятельность не приносит компании ни развития, ни дохода. Допустим, сотрудник HR–отдела ищет персонал для другой компании. Остается надеяться, что отрасли деятельности и актуальные вакансии двух работодателей не пересекаются.
Станислав Астров
владелец компании "Волшебный Мир"
Устав от рутины на основной работе, сотрудники ищут "свежую струю". У нас менеджер по сопровождению клиентов в свободное время озвучивает рекламные ролики и записывает аудиокниги. Коллега, отвечающий за логистику, на досуге делает мужские портмоне. А руководитель одного из подразделений увлекается граффити, что время от времени приносит дополнительный доход. Если человек, переключаясь таким образом, в итоге чувствует себя лучше, это можно только приветствовать. Но это должно быть именно способом самореализации и не мешать основной работе.
Василий Кисленко
руководитель проектов "Налогия"