Вернулся на орбиту. О карьерной траектории нового вице–губернатора Петербурга

Автор фото: ТАСС
Принципиальное для города назначение случилось под финал года: Максим Соколов в среду наделен полномочиями вице–губернатора Петербурга. О такой возможности говорили — размышляя о конспирологическом подтексте.
Но так ли все революционно? Прежде всего налицо продолжение кадровой политики губернатора Александра Беглова, которую мы наблюдаем уже в течение года. К работе в его команде привлекаются специалисты, имеющие федеральный опыт и петербургские корни. Это заставляет надеяться, что они умеют работать в федеральном ритме, имеют неформальные связи и знают при этом город.
Какие направления будет курировать Максим Соколов?
С начала 2019 года речь пойдет о приходе в Петербург больших федеральных средств на решение вопросов транспортной инфраструктуры. Это и проекты на стыке города и области, и новые внутригородские железнодорожные ветки и переезды, и проект высокоскоростного поезда Москва — Петербург. Плюс к этому высокоскоростной трамвай, развитие порта, городское метро. Здесь крайне важен будет и опыт работы в Москве, и понимание петербургских реалий.
То же можно сказать и о привлечении в город инвестиций — втором блоке, порученном новому вице–губернатору. В условиях нынешней геополитической конъюнктуры говорить о реальных инвестициях из–за рубежа не приходится. И ни один комитет Смольного этот вопрос не решит. Так что, будучи реалистами, смотреть придется на внутрироссийские возможности. И здесь как раз имеющиеся компетенции и личные связи будут востребованы в полной мере. То же и с туризмом. Его связка с инвестициями и транспортом представляется достаточно логичной.
В обсуждениях состоявшегося назначения часто можно услышать тезис о понижении статуса Максима Соколова: из федеральных министров в вице–губернаторы. Но в реальности траектория его передвижений была иной.
До декабря 2009 года Максим Соколов был членом правительства Петербурга, председателем комитета экономического развития, промышленной политики и торговли. Затем перешел на работу в федеральный кабинет, где в 2012 году возглавил министерство транспорта РФ.
Должность министра он оставил после выборов президента страны в мае 2018 года.
Но перед этим в сентябре 2017–го Владимир Путин вынес Максиму Соколову предупреждение о неполном служебном соответствии. И тут есть интересная деталь. Поводом к такому решению стала череда банкротств на авиатранспорте. При этом массовые банкротства банков не спровоцировали наказаний Силуанова или Набиуллиной. И Михаил Мень не отвечал за разорение строительных компаний.
Банкротства крупных промпредприятий как не имели, так и не имеют формальных последствий ни для Минэка, ни для Минпромторга. Досталось только министру транспорта.
Однако факт остается фактом. После президентского выговора федеральная карьера Соколова быстро прервалась. Нынешнее же назначение состоялось с позиции первого заместителя генерального директора ПАО "Группа ЛСР".
Для сравнения: практически одновременно произошло избрание генеральным директором ОАО "Метрострой"Сергея Харлашкина, занимавшего должность председателя КРТИ. Предкомитета по статусу ниже, чем вице–губернатор, но назначение прошло на должность первого лица, а не зама.
Так что в отношении Соколова налицо явный кадровый рост. Или скорее возвращение на государственную орбиту. Говоря о том, чьи интересы он будет представлять, озвучивают разные варианты.
Во–первых, Валентина Матвиенко, под руководством которой Максим Юрьевич уже работал в Петербурге. Фотография, где молодой пионер Соколов отдает салют Валентине Ивановне на Дворцовой площади, — прекрасное свидетельство долговременности их отношений.
Во–вторых, Борис и Аркадий Ротенберги, чьи бизнес–интересы могут быть связаны с развитием проектов РЖД, на почве чего уже способны были сформироваться деловые конструктивные взаимоотношения. Будем надеяться, что при всем этом выиграют в первую очередь петербуржцы — от развития всех видов городского транспорта, интенсификации финансовых потоков и роста туристической составляющей в бюджете города.