На пути к цифровым вершинам. Денис Чамара о петербургском опыте цифровизации

Автор фото: Сергей Николаев

Денис Чамара покинул пост председателя комитета по информатизации и связи, где проработал 19 лет, и перешел в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ на должность советника министра. Благодаря его работе в комитете сегодня Петербург стабильно входит в тройку регионов — лидеров по уровню цифровизации, а в декабре этого года стал победителем в номинации "Цифровой регион". "ДП" удалось поговорить с Денисом Чамарой и узнать, может ли быть полезен петербургский опыт на федеральном уровне.

Что вы можете сказать о своей многолетней работе в комитете? Как вы оцениваете ее итоги?

— В 2000 году я поступил на госслужбу в отдел информационно–аналитического обеспечения комитета по информатизации и связи. На моих глазах происходило динамичное развитие технологий, и Петербург во многом был в авангарде, несмотря на то что основное финансирование и привлечение инвестиций в отрасль были сосредоточены в Москве.
От технологии передачи данных посредством аналогового сигнала мы перешли к передовым цифровым технологиям. Например, недавно состоялся запуск пилотной сети стандарта 5G в Кронштадте, и уже был произведен первый голографический звонок из Москвы в Кронштадт. Это невероятная скорость передачи данных — до 1,2 гигабита в секунду, за счет чего и создается эффект полного присутствия.
Благодаря качественному изменению сервисы стали более доступными, о чем можно судить по положительному отклику населения и бизнес–сообщества. К слову, бизнес — это своего рода драйвер, который моментально подхватывает все самое лучшее, что может приносить доход. И именно бизнес напрямую влияет на экономику в целом, позволяя городу динамично развиваться на основе технологий цифровизации и внедрения новых сервисов.

В уходящем году что запомнилось больше всего?

— Конечно, главной гордостью и достойной наградой за проделанную работу в этом году для меня стала победа Петербурга в номинации "Цифровой регион", присуждаемая в рамках премии "Цифровые вершины" лучшим отечественным IT–проектам, направленным на повышение эффективности бизнеса и государственного управления. Кроме того, проект "Электронный дневник" стал лауреатом номинации "Лучшее мобильное приложение для государственных сервисов".

Какие задачи стоят перед вами на новом посту советника министра?

— Поставленные задачи в первую очередь фокусируются на продвижении, распространении и интеграции отечественных технологий цифровизации, причем как в ближнем, так и в дальнем зарубежье. Благодаря единой системе межрегионального взаимодействия появилась возможность внедрять самые лучшие практики в сервисы по всей стране. В итоге у нас не останется отстающих регионов. Россия будет представлять собой единое информационное пространство с идентичными по своей сути, доступности и объему предоставляемыми сервисами.
Еще одна задача — фокусная и связана с Петербургом. От губернатора поступило предложение активно развивать Санкт–Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч–Бруевича, чтобы рейтинги вуза росли не только в России, но и на мировом уровне.
Надо заметить, что для этого есть все основания. Недавно было подписано соглашение об образовании на базе университета научно–образовательного центра по созданию технологии 5G. Таким образом, в Петербурге появится свой инновационный центр, который будет производить программное обеспечение, оборудование, разрабатывать технологии.
Кроме того, хотелось бы, чтобы один из старейших научно–технических музеев мира — Центральный музей связи им. А. С. Попова — вошел в топ–20 самых посещаемых и стал центром цифровой компетенции Петербурга, а может, и всего Северо–Запада.

Какие уникальные технологии, разработанные под вашим началом в комитете, возможно использовать на федеральном уровне?

— В этом году комитетом было реализовано много важных проектов. Созданы необходимые условия для ведения бизнеса и предоставления госуслуг. Мы модернизировали существующую технологию, чтобы абсолютно любую услугу, государственную или коммерческую, можно было оказывать посредством "одного окна".
Для эффективного функционирования проекта "Безопасный город" комитетом была проведена колоссальная работа по интеграции всех разрозненных городских систем в одну мегасистему. Это значительно облегчило процесс контроля и управления мегаполисом. Кроме того, мы активно продолжали создавать новые, недостающие сегменты, которые органично дополняли "Безопасный город", делая его еще и умным.
И еще одна, очень важная, с моей точки зрения, технология — информационно–аналитическое обеспечение деятельности власти. В 2019 году мы смогли внедрить комплексную систему управления городом, так называемую цифровую панель, которой сейчас активно пользуется губернатор. В систему интегрированы основные потоки информации, там же учитываются риски исполнения и неисполнения календарных графиков, вплоть до определения конкретного учреждения, которое должно подготовить потенциальный проект. Принимая во внимание успешность проекта, мы предложили эту технологию для работы другим субъектам. Сейчас на нашей платформе работают Архангельская и Челябинская области, а также Чеченская Республика. Более того, нас поддержали в аппарате полномочного представителя президента Российской Федерации в СЗФО.Считаю, что это хороший опыт и его можно распространять на федеральном уровне.

Можно ли сказать, что отношение населения к электронному виду предоставления государственных услуг сейчас меняется в лучшую сторону?

— В комитете постоянно ведется мониторинг общественного мнения по предоставлению госуслуг. И надо сказать, что сейчас высокий доверительный отклик. Характерный пример — кампания по зачислению детей в 1–й класс 2020 / 2021 учебного года. По результатам первого дня 60% родителей воспользовались для подачи заявлений Порталом госуслуг Санкт–Петербурга. При этом, как правило, в первый день подается основная масса всех заявлений.
Доверие петербуржцев к электронным услугам растет с каждым годом, более того, по имеющимся данным, сегодня к такому способу получения государственных услуг готовы 74% населения. Однако перевести некоторые востребованные услуги полностью в электронный формат не позволяет действующее законодательство. Вопрос о внесении соответствующих изменений в 210–ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" уже обсуждается в Госдуме РФ.

Помимо госуслуг в электронном виде и системы "Безопасный город" какие сервисы вы считаете наиболее важными и полезными для петербуржцев?

— За последний год качественно изменилась городская система видеонаблюдения. На сегодняшний день сюда поступает информация примерно от 40 тыс. камер, или, как их называют, устройств мониторинга. Важно понимать, что камера уже не просто источник видеоизображений, а многофункциональное устройство мониторинга с широким функционалом, которое позволяет анализировать оперативную обстановку в непосредственной близости от камеры.
Получить доступ к городской системе видеонаблюдения может практически каждый, установив мобильное приложение "Безопасный Санкт–Петербург" и используя подтвержденную учетную запись в Единой системе идентификации и аутентификации на портале "Госуслуги". Сегодня приложением пользуется уже около 40 тысяч человек. Здесь можно найти ближайшую видеокамеру к месту события и увидеть ее обзор, направить заявку на сохранение видеоархива, передать видео с места происшествия в городскую систему видеонаблюдения и многое другое. Недавно в приложении появился новый функционал — "Экстренная помощь". С его помощью можно оперативно связаться со Службой экстренных вызовов 112.
Уверен, что Петербург продолжит свое дальнейшее развитие в области цифровизации и непременно сохранит лидирующие позиции. А я, в свою очередь, постараюсь уделить внимание продвижению нашего города на государственном уровне.