Пьем до дна. Истеблишмент появился — и это главное, что принесла нам десятилетка

Год подходит к концу, а с ним и размышления о том, каким было искусство 2010–х. Разумеется, предварительные размышления. Новое десятилетие наступает по календарю, а художественная жизнь ведет собственный отсчет времени. Сейчас еще преждевременно подводить итоги 2010–х, которые совсем скоро, возможно, предстанут иначе, чем кажутся нам на данный момент. Пока что мы даже не можем быть уверенными в том, заканчиваются ли они с завершением 2019 года. На них ведь смотрят по–разному, соответственно, разными представляются и возможные итоги. Для одних это отказ государства рассматривать contemporary art как существенную часть современной российской культуры. Для других — долгожданная модернизация ведущих музеев страны, за последние пару лет блеснувших отменными кураторскими проектами. Кому–то эти годы дороги как триумф Уральской индустриальной биеннале. Кто–то возлагает надежды на нечто, пока не случившееся, но ожидающее нас в недалеком будущем. Ведь история 2010–х годов в самом деле может быть рассказана до конца уже в следующем десятилетии. Причем нет ни малейших препятствий тому, чтобы это произошло не в Москве и не в Петербурге, а, например, в Красноярске или Краснодаре.
Думая о том, что за урок преподало нам уходящее десятилетие, ищешь в первую очередь пример постоянства и даже стойкости. Ведь русская жизнь (особенно в новейшей ее фазе) — это непрерывное перескакивание с пятого на десятое. Каждый день она учит нас тому, что в неделе не семь пятниц, а гораздо больше. Где теперь Rizzordi, "Ткачи" и другие яркие проекты, которым прочили большое будущее? Вспомнят ли недавние многообещающие дебюты художников и кураторов через год–другой, если мы о них даже теперь ни слухом ни духом? И как свести воедино все те резкие изменения и метания, из которых складывается жизнь любого арт–центра или галереи? Эта вечная готовность к радикальным переменам не просто вошла в привычку, а стала реальностью, слипшейся с прогрессирующим коллективным неврозом. Как в таких обстоятельствах оставаться самим собой? Как следовать выбранному пути?
На эти вопросы есть не ответ, а тост. "За "Про Арте"! За правоту тех, кто сумел настоять на своем, несмотря на бестолковую чехарду вокруг нас, — а ее в 2010–е было, кажется, даже больше, чем прежде. За то, что, раз вся эта сумятица не сбила нас с толку на протяжении этих бестолковых лет, ей, значит, и впредь не удастся этого сделать! Ура "Про Арте"! И долгие лета "Про Арте"!
В декабре этого года благотворительный фонд культуры и искусства "Про Арте"празднует 20–летие. В исторической перспективе два десятилетия — смешной срок, однако для постсоветского времени это вечность. За 1990–е, 2000–е и 2010–е годы произошло столько всякого и невероятного, что продолжительное существование институций кажется едва возможным. К великому сожалению, проектов, которые стартовали в перестройку, в ельцинское время или чуть позднее, раз–два и обчелся. Слишком бурной, непредсказуемой и стремительной была жизнь. Из тех институций, что есть и по сей день, опять–таки не все придерживаются той линии, что была выбрана первоначально.
"Про Арте" вырос из Центра современного искусства, основанного в Петербурге Джорджем Соросом в 1990–е. История его начинается после ухода Сороса из России — уже в нулевые, задолго до принятия закона об НКО, который ограничил деятельность многих учреждений, финансировавшихся из–за рубежа. 20 лет назад "Про Арте" был монополистом и в современном искусстве, и в современной музыке, и в других художественных цехах. Тогда здесь придумывали самые интересные фестивали, самые интересные художественные конкурсы, самые интересные образовательные программы. Обосновался фонд не больше не меньше — в Петропавловской крепости и долгое время единовластно диктовал моду на петербургской художественной сцене.
К 2010–м, конечно, ситуация довольно сильно изменилась. Возникли новые арт–центры, новые фестивали, новые галереи — культурная жизнь 5–миллионного города наконец–то стала до некоторой степени соответствовать масштабам мегаполиса. С началом образовательного бума у "Про Арте" появились новые серьезные конкуренты. Фестиваль "Современное искусство в традиционном музее", первоначально поддерживавший пребывавшие в затянувшемся кризисе музейные институции, необходимо было переформатировать после того, как государство и бизнес наладили финансирование музейной сферы. Жизнь бурно шла вперед, и "Про Арте" за 2010–е стал институцией, которая способна поддерживать статус–кво современного искусства в Петербурге. Даже после принятия закона об НКО, даже когда официально в стране современным искусством считается не то, что везде известно как contemporary art, именно "Про Арте" и сомасштабные ему институции гарантируют, что у нас будут цениться не только хохлома и пейзажи с березками.
Свое 20–летие фонд празднует с размахом, оккупировав Фанерный театр, который построен в Большом драматическом театре по случаю его 100–летия. Здесь уже показали "Квинтет изумленных" классика видеоарта Билла Виолы, премьеру звуковой скульптуры композитора Бориса Филановского "Архитектон Тета", спектакли и инсталляции недавно гостившего в Эрмитаже Яна Фабра плюс несколько других проектов. Наконец, в последние дни уходящего года нас ожидает еще один шедевр Виолы — "Три женщины". Юбилей отмечается без ложной скромности и со вкусом. Это вселяет уверенность в том, что 2010–е не подведут нас впоследствии. Пожалуй, главное, что произошло в это десятилетие, — это появление истеблишмента, гарантирующего, что и впредь у нас будут отменные выставки, фестивали и праздники.