Радости и удачи 2019–й преподнес нам неожиданный урок

 

Все мы знаем, как прекрасны и неповоротливы наши музеи–тяжеловесы. Мы ведь живем в месте, где градообразующим предприятием являются не только заводы или торговые сети, но и Эрмитаж. Не в питерскую же "Пятерочку" едут к нам со всех концов света?
Эрмитаж столь велик как коллекция и выставочное пространство, что постичь его не по силам, даже проработав в фондах всю жизнь. Совсем недавно он был оплотом консерватизма и традиционных культурных ценностей. Постоянные экспозиции не менялись десятилетиями. Но сейчас от этого остались одни воспоминания. Теперь музей, к негодованию своих наиболее консервативных сотрудников, проповедует современное искусство. 2019–й добавил к его новой репутации немаловажный компонент, которого не хватало не только главному в стране музею зарубежного искусства, но и петербургской арт–сцене в целом. Наконец–то здесь прошла выставка мирового уровня. Пьеро делла Франческа — это первый блокбастер в Петербурге, пожалуй, за пару–тройку десятилетий. В хорошем смысле слова блокбастер. Выставок запоминающихся и собравших большую аудиторию у нас бывает немало. Что–то делается в угоду публике, что–то не только зрелищно, но и интересно сведущим в искусстве. Но проекта, которому бы позавидовали в Лувре или Метрополитен, что–то не припоминается. Нам может перепасть выставка, курсирующая по столицам Ближнего Востока, или нелепая "Манифеста", но чтобы ведущие музеи мира поделились с Эрмитажем своими шедеврами — о таком до недавнего времени никто не мог даже мечтать. Теперь это реально.
Лувру, конечно, было чем заменить временно отсутствовавший портрет Сиджизмондо Малатеста, зато Петербургу вдруг посчастливилось заполучить один из хитов Ренессанса. "Святой Михаил" из Лондона показали с двумя другими частями алтаря из монастыря в родном городе художника Борго–Сансеполькро. Причем один из коллекции миланского Музея Польди–Пеццоли, а другой — из лиссабонского Национального музея старинного искусства. Ряд работ — из региональных итальянских музеев, до которых, кроме знатоков, мало кто добирается, и еще пара — из мадридского Тиссена–Борнемисы и из одной частной американской коллекции. Тут нужно подчеркнуть, что Пьеро делла Франческа, которого иногда прочат в главные соперники Рафаэля и даже превозносят как воплощение духа кватроченто, увидеть в большом количестве невозможно. Его произведения разбросаны по музеям Европы и США, попробуй их все посети. Ну а едва ли не самое интересное из его творчества хранится в тосканской глуши, в том числе в Борго–Сансеполькро.
Скромная по размерам экспозиция в Пикетном зале была эффектна, стильна и изящна. Исторический интерьер был спрятан за белыми пологами, пространство наполнено светом, ничто не мешало общению с работами. Как кураторский проект эта выставка — не только большая удача, она даст фору многим акциям и перформансам, поскольку это и есть современное кураторство, которое зачастую и не ночевало в самой что ни на есть современной медиаинсталляции.
Хотя насущнейшим из всех искусств в уходящем году оказался Пьеро делла Франческа, случилась в 2019–м и другая большая удача. Удача современного петербургского искусства. За этот год исследовательская база "Север–7", не сильно мешкая, из многообещающих дебютантов перешла на уровень художников, выставляющихся в европейских музеях. Сначала летом в Новом музее современного искусства имени Аслана Чехоева и в галерее Anna Nova состоялся фестиваль, который был приурочен к 7–летнему юбилею группы, волюнтаристски объявленному "северянами". В Новом музее был построен странный город: дома, порталы, алтари. Кто–то даже вырыл нору, а кто–то возвел строение неопознаваемого типа. В Anna Nova "Север–7" представил жутковатые зарисовки из нынешней жизни россиян. Вскоре после фестиваля группа отправилась в Антверпен, где в местном музее современного искусства закрепила успех. В России появились новые герои, завоевывавшие себе место на международной арт–сцене. Это не менее радостная удача, чем Пьеро делла Франческа в Эрмитаже.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ года