Фото: vostock-photo, Алена Марченко
Фото: vostock-photo, Алена Марченко

Местные против федералов. Как изменится петербургский рынок доставки еды в 2020 году

11154
Карашаш Ногаева
9 января 2020, 07:43

Рынок доставки еды в Петербурге постепенно достигает своего пика: на нем много игроков, причем как местных ("2 Берега", "Dostaевский", Yami Yami), так и федеральных (Delivery Club, "Яндекс.Еда"), поэтому рост рынка естественно замедляется.

Бурное развитие dark kitchens, доставки продуктовых наборов, сокращение сроков доставки — "ДП" поговорил с компаниями, которые занимаются доставкой еды о том, как они планируют развиваться в 2020 году.

Развитие местных

Больше других свое конкурентное преимущество в 2020 году придется проявить местным игрокам. Как рассказал "ДП" директор по маркетингу "Dostaевского" Сергей Разумов, компания для наращивания лояльной аудитории собирается развивать ассортимент и эмоциональную связь бренда, также она хочет закрепить за собой высокий уровень сервиса.

"Также планируем развивать новые проекты бренда — "Экспресс" и "DostaМаркет", чтобы создавать связь с аудиторией при разных моделях потребления", — добавил он.

За 2019 год в "Dostaевском" количество заказов выросло на 15%, а выручка увеличилась на 18%. Разумов связывает это с ребрендингом компании, а также обновлением мобильного приложения. Так, количество людей, которые начали делать заказы через приложение, увеличилось на 60%, а мобильный трафик на сайте вырос на 12%.

"Мы не очень довольны ростом за 2019 год, количество заказов выросло только на 15%. В 2020-м мы ожидаем роста минимум на 20%. Рынок замедляет немного темп роста, но все еще растет, поэтому мы рассчитываем на увеличение количества заказов в основном за счет развития новых моделей потребления", — отметил собеседник.

При этом в 2019 году у компании увеличился средний чек, который составил 1,1 тыс. рублей, а также удалось нарастить новую аудиторию на 20%. Кроме того, у компании в конце года появились партнеры на южной границе города, что позволило увеличить зону бесплатной доставки, включив Пушкин и Колпино.

Сергей Разумов отметил, что компания также думает над созданием нового предложения для b2b-сегмента, чтобы привлечь регулярные заказы. По его мнению, b2b — весьма перспективное направление, потому что все больше людей перестают готовить еду дома и чаще заказывают еду себе в офис. При этом на подобные услуги спрос в Петербурге все еще ситуативен, пики приходятся на традиционные корпоративы — 23 Февраля, 8 Марта, Новый год, добавил собеседник.

Представители еще одного местного игрока, Yami Yami, не считают, что такие сервисы, как Delivery Club и "Яндекс.Еда", являются для них конкурентами. Более того, они помогают развиваться местным сервисам доставки. В 2020 году Yami Yami планирует выйти на московский рынок.

"2019 год прошел под знаком повышения стандартов качества, сокращения времени доставки и работы над внедрением основ осознанного потребления в производство. В 2019 году удалось снизить среднее время исполнения заказа с 52 до 42 минут", — рассказал "ДП" представитель компании.

Dark kitchens и E-Grocery

В "Яндекс.Еде" считают, что 2020 год в Петербурге ознаменуется огромными темпами роста доставки продуктов (E-Grocery). При этом границы между ней и доставкой готовой еды будут размываться.

"Например, в нашем собственном онлайн-ретейлере "Яндекс.Лавка" на готовую еду уже приходится порядка 20% оборота. И мы планируем и дальше увеличивать эту долю, в том числе за счет собственного производства на фабрике-кухне "Яндекс.Шеф" в Петербурге. В I квартале гиперлокальная доставка продуктов с темных складов (dark store) "Яндекс.Лавка" выйдет в Петербург. Причем мы сразу покроем существенную часть города", — рассказали представители "Яндекс.Еды".

Также в компании ожидают существенного изменения на рынке доставки продуктовых наборов (милкиты).

"Сервис "Яндекс.Шеф" уже начал продавать через "Яндекс.Лавку" наборы для приготовления отдельных блюд на раз с доставкой за 15 минут. Ожидаем, что конкуренты придут к такой же модели и либо появятся на полках магазинов c наборами для приготовления отдельных блюд, либо начнут доставлять милкиты быстрее самостоятельно", — добавили в компании.

В Delivery Club, в свою очередь, отметили, что формат dark kitchens в России впервые начали тестировать именно в Петербурге.

"Уже несколько лет в Северной столице успешно работают любимые среди горожан "2 Берега", Ollis Club, "Dostaевский" и Yami Yami. Сегодня весь город покрыт зонами доставки dark kitchens. Особое преимущество dark kitchens в Петербурге имеют в спальных районах, где практически нет традиционных ресторанов. Пожалуй, такого развития dark kitchens сейчас нет ни в одном другом городе страны", — считают в Delivery.

В компании добавили, что сейчас отношение к доставке трансформируется от событийного заказа к обыденному, а для некоторых потребителей и ежедневному инструменту организации питания. В Delivery Club этот процесс называют culture shift. В первую очередь такая трансформация происходит в Москве и Петербурге.

Естественно, у каждой из компаний уже есть свои планы на развитие в Петербурге на 2020 год. Так, в "Яндекс.Еде" считают, что лидерство рынка уже за ними.

"Яндекс.Еда" — один из самых быстрорастущих игроков на рынке доставки в Петербурге. По числу ресторанов-партнеров за год мы выросли вдвое — сейчас на нашей платформе работают более 2 тыс. ресторанов из Петербурга. При этом наш основной фокус — это собственная доставка. Сейчас уже 87% заказов в сервисе доставляют курьеры в форме "Яндекс.Еды", мы однозначный лидер по этому показателю. Рестораны, которые раньше предпочитали доставлять сами, активно переходят на доставку агрегаторами. Это позволяет ресторану улучшить свою экономику в среднем на 10–30% теми же ресурсами, а скорость доставки и качество сервиса у агрегаторов выше. Это особенно важный фактор, учитывая, что за год ожидаемое время доставки для потребителей снизилось до рекордных 15–30 минут", — рассказали в компании.

Доля агрегаторов на рынке доставки, по данным NPD, за год выросла с 20 до 30% и продолжит расти дальше, считают в "Яндекс.Еде". И если в Петербурге долгое время локальные монодоставки сохраняли лидерские позиции, то к концу года ситуация стала аналогичной той, что наблюдается в целом по России: по данным декабрьского замера OMI, первые места занимают агрегаторы.

"Из заметных игроков в этом году мы подключили петербургские заведения Burger King и Subway, "Мамалыгу", "Траппист", Smoke BBQ, Goose Goose. Мы верим в фуд-маркеты, в Москве фуд-моллы типа "ДЕПО" по количеству заказов уже приближаются к показателям крупных сетей, ожидаем, что и в Петербурге они тоже станут трендом, в конце года мы подписались с Василеостровским рынком. Большой выбор ресторанов, возможность открывать новые кухни и вкусы — ключевой фокус для сервиса", — рассказали представители агрегатора.

В Delivery Club рассказали, что их приоритетными направлениями в 2020 году станут подключение новых ресторанов в Петербурге и увеличение скорости доставки.

"Большинство локальных игроков уже подключены к Delivery Club, а сотрудничество с нами является одним из основных факторов их быстрого роста, — добавили в компании. — Оценивать сервисы можно по нескольким параметрам: прямые — количество заказов и выручка, косвенные — количество партнеров, результаты опросов пользователей, аудитория мобильного приложения и сайта и т. д. Как показывают и наши внутренние, и внешние исследования, сегодня мы лидеры по всем показателям. Если говорить о наших ключевых преимуществах для потребителя, то это большой выбор заведений (включая рестораны с собственной доставкой, с которыми мы работаем в формате маркетплейса), и наличие спецпредложений".