Закон и достоинство. "Дело Ричарда Джуэлла" Клинта Иствуда

Автор фото: Кинопоиск
Клинт Иствуд продолжает рассказывать о выдающихся современниках: прежними главными действующими лицами картин режиссера были пилот Чесли Салленбергер, приводнивший самолет на Гудзон ("Чудо на Гудзоне", 2016), а также Алек Скарлатос и двое его друзей, предотвратившие теракт в парижском поезде ("Поезд на Париж", 2018). Нынешний герой, конечно, совсем позабыт — но американское кино как раз и умеет воскрешать. Ричард Джуэлл (1963–2007) работал охранником во время Олимпийских игр в Атланте. 26 июля 1996 года он заметил подозрительную сумку и сообщил руководству о необходимости эвакуации. Вскоре прогремел взрыв, погиб один человек. Три дня пресса чествовала Джуэлла как героя, но затем в местной газете было высказано предположение, что "неудачник по жизни" хотел таким образом прославиться и "все подстроил сам". Хотя ему и не были предъявлены официальные обвинения, его жизнь превратилась в кошмар — из–за желтой прессы.
При поддержке адвоката Уотсона Брайана Ричард подал иск на своих обвинителей; в итоге один только телеканал NBC выплатил Джуэллу полмиллиона долларов. В 2003 году был пойман истинный виновник преступления, Эрик Рудольф. До самой смерти Джуэлл продолжал работать заместителем шерифа в округе Меривезер.
Маленький человек защищает свое достоинство — одна из главных американских тем; но если в прошлом тот отстаивал свои права в основном с помощью оружия, то теперь — вооружившись законами.
Клинт Иствуд, безусловно, использует эти сюжеты в соответствии с собственными политическими убеждениями — чтобы показать в том числе, как "традиционное большинство" страдает под гнетом "неолиберальных ценностей". Особенно неприглядно в фильме представлена пресса — она хватается за фальшивые сенсации, не считаясь с чужими правами и собственной совестью. И в "Чуде над Гудзоном", и в этом фильме Иствуд делает акцент именно на несправедливо обвиненных.
Салленбергера укоряли "неоправданным риском"; Джуэллу (Пол Хаузер) тоже придется пройти через многие испытания, прежде чем он защитит свое честное имя. Однако в итоге и тому и другому герою это удается; и происходит это, как мы понимаем, именно благодаря тем самым либеральным ценностям, в первую очередь — беспристрастному суду.
Так фильм хотя и критикует американское общество (отчего, как можно догадаться, и попадает в российский прокат), но невольно в еще большей степени знакомит нас с преимуществами этого общества. Этого ни автор, ни прокатчики не предполагали. Даже "маленькому человеку" по силам противостоять и полицейской машине, и массмедиа. А российскому зрителю бросается в глаза то, что американскому кажется само собой разумеющимся: наличие универсальных механизмов для защиты личности — даже от собственного государства. Именно не героическая, а ежедневная работа этой машины по защите человеческого достоинства и является в итоге главным героем подобных фильмов.
Мы представляем себе, как вел бы себя наш человек в подобной ситуации. И какой бы из всего этого мог получиться фильм. Собственно, единственное наше кино на эту тему называется "Левиафан" (режиссер Андрей Звягинцев, 2014); и заканчивается оно, напомним, ввиду отсутствия какой–либо надежды на справедливость, немым криком, обращенным к небу. Больше не к кому.