Прекрасное будущее и выстрел себе в ногу. Что там в мировой экономике?

Автор фото: EPA/Vostock-Photo

Близится ли очередной кризис, крах доллара или еще что–нибудь действительно опасное?

Реальность

Посмотрим на фондовые индексы.
Основные мировые биржи после серьезной корректировки в конце 2018 года уже весной нынешнего года восстановились и вышли в зону новых исторических рекордов. И с тех пор не очень стабильно, но все же продолжают расти.
Это значит, что люди и компании готовы инвестировать в проекты, в бизнесы. Они сохраняют оптимизм. И у них есть деньги.
На этой волне растет вкус к риску, и инвесторы начинают вкладывать деньги по всему миру, в развивающиеся рынки и даже в Россию — несмотря на санкции и сохраняющиеся "заморозки" в отношениях нашей страны с ведущими мировыми державами. Рынки развивающихся стран растут опережающими темпами — за счет перелива на них прежде всего европейского капитала (где самый низкий процент).
Посмотрим на инвестиции в инструменты с фиксированной доходностью.
Это — типичный защитный инструмент. Когда инвесторы боятся, они вкладываются именно в них. Но на них нет сегодня особого спроса.
Цена золота последние 5 лет практически стоит на месте и далека от своих исторических рекордов. И то — за счет скупки золота всего несколькими мировыми центробанками (прежде всего российским). Не будь этого фактора, золото давно покатилось бы вниз.
Сумма облигаций с отрицательной доходностью достигла уже четверти всего рынка, по оценкам — до $15 трлн. Никто в мире всерьез не ждет кризиса, что бы ни говорили в интересах своих компаний и кампаний (избирательных) разные финансовые аналитики или политические лидеры.
Посмотрим на технологический прогресс в быту.
Живя в России, мы этого не видим. Но распространение электромобилей в мире уже приобрело характер бума. Беспилотные авто — это уже быт во многих странах. Параллельно этому развивается возобновляемая энергетика — ветер, солнце. И не где–то там, а в домах обычных людей.
Весь мир живет в интернете, соцсетях, смартфонах. Голосовые помощники в каждой комнате. Умный дом, интернет вещей — уже обыденность, доступная почти каждому. На очереди связь 5G, электронные сим–карты, глобальный бесплатный интернет. Концепция совместного пользования (понятный нам простейший пример — каршеринг) сменяет и убивает концепцию собственности, меняет сам образ мышления, отношение к действительности, к другим людям.
Россия в глухой обороне от всех этих "выдумок американских спецслужб", запирает себя в технологической отсталости. А мир из года в год семимильными шагами идет в какое–то неведомое нам и ему самому удивительное будущее. Конечно, полное своих, новых опасностей и тревог, но и новых невероятных возможностей.

Страхи

Коррекция (и весьма сильная) фондового рынка конца 2018 года отлично сыграла роль прививки. Выпустив все страхи. Они основывались на том, что слишком долго длится рост и реального сектора, и особенно акций. И кризису просто уже пора бы случиться. Вот он и случился. Он оказался хоть и сильным, но локальным, затрагивающим только рынок акций и почти не отразившимся даже на соседних финансовых рынках — товаров, облигаций, денежном и других, не говоря уже о реальном секторе экономики. Пар выпущен. Давление ушло "в свисток".
Однако рецессия в мировой экономике все же заметна. Слабая, выражающаяся лишь в небольшом замедлении экономического роста — но рецессия. Это связывают не столько с циклическим движением, сколько с ухудшением условий мировой торговли (из–за торговых войн) и Brexit.
Главной проблемой остается, конечно, Трамп и выборы в США. Похоже, серьезных оппонентов от демократов у действующего президента не будет. И особо беспокоиться ему не о чем. Но Трамп остается Трампом. Ему нужна или победа (хотя бы то, что можно объявить таковой), или война. Китай для этого отлично подходит. И, похоже, окончательной развязки торговой войны двух стран в ближайшее время не ждет никто.
По–хорошему эта торговая война не нужна и самой Америке. Ведь она ведет к подорожанию импорта (из–за роста таможенных пошлин), а значит, росту цен для потребителей. И часто на очень чувствительные и важные с точки зрения будущего вещи — типа солнечных панелей, запчастей для электромобилей и т. п. Так что вся эта война для американцев — как выстрел себе в ногу.
И все же Трамп не отступит. Ситуация, скорее всего, будет продолжать ухудшаться для обеих сторон. Но обе стороны сохранят улыбки и продолжат демонстрировать надежды на будущее. Китайцы — в силу своего национального характера, Трамп — показывая всем уверенность в победе. "Бить посуду" никто не хочет.
Brexit за 3 с лишним года всем уже поднадоел. Самые негативные сценарии уже заложены в бизнес–расчеты, и, что бы ни происходило дальше в английском парламенте, это не станет потрясением для мировой экономики. Но все же новые затруднения взаимной торговли скажутся негативно на темпах роста и Великобритании, и ЕС.
Есть и фундаментальные причины для беспокойства. Ведь по сути весь феномен длительного (хоть и медленного) экономического роста последнего десятилетия основан на специфической макроэкономической политике — нулевых и отрицательных реальных процентных ставках, дефицитных бюджетах правительств, конкурентной девальвации валют. И что будет, если эта политика вдруг изменится?
Однако с чего бы ей меняться? Она прекрасно себя показала. Правительства и центробанки будут слегка "поддавливать", но с тем, чтобы ни в коем случае не перегнуть палку и не сломать драйверы экономического роста. Так что в ближайшей перспективе об этом беспокоиться не надо. А что будет с макроэкономической политикой через 10 лет — кому это сейчас интересно, кроме теоретиков?
Мировая экономика не то чтобы в расцвете или супердинамична. Нет. Но она уверенно идет в будущее. Контуры которого уже вполне отчетливо просматриваются. И люди нетерпеливо ждут его прихода. Ожидания кризисов, характерные еще для прошлого года, в этом году как–то незаметно отошли назад, уступив место надеждам и ожиданиям чего–то нового и интересного.
Как бы хотелось, чтобы и россияне ждали будущего не со страхом, а в предвкушении.