Фото: Петр Ковалев
Фото: Петр Ковалев

Время катиться с горочки. Каким 2020 год станет для автопрома

4154
Светлана Афонина
30 января 2020, 06:08

Наступивший год не обещает перелома тенденции к падению производства автомобилей в Петербурге и России в целом.

Ушедший год оправдал негативные прогнозы участников рынка и по продажам, и по производству новых легковых автомобилей. По его итогам объем выпуска петербургских заводов останется на уровне 2018–го (тогда было произведено 376,7 тыс. машин) или даже сократится, пусть незначительно. Продажи также не добавляют оптимизма: в прошлом году их незначительное снижение началось уже в январе, а к концу октября достигло 3%.

Перспектива есть

После 2 лет роста (2017–2018 годы) российский авторынок вступил в фазу рецессии, полагает представитель аналитического агентства "Автостат" Азат Тимерханов. Он ожидает небольшого падения по итогам 2019 года (в пределах 3%), отмечая, что, впрочем, оно "соответствует текущим условиям, в которых развивается наш авторынок". В числе факторов, которые оказывают негативное влияние, эксперт выделяет продолжающееся увеличение цен на автомобили, а также отсутствие роста реальных доходов населения. "Это напрямую зависит от российской экономики, — говорит Тимерханов. — Среди позитивных факторов — программы господдержки (прежде всего "Первый/Семейный автомобиль"), которые определенный период действовали в нынешнем году и планируются к пролонгации в следующем. Без них рынок бы упал сильнее".

Вообще же, по оценке эксперта, российский авторынок развивается по синусоиде: как правило, 2–3 года роста сменяются примерно таким же периодом падения. "Сейчас наступило время "катиться с горочки", которое может продлиться до 2021 или 2022 года", — резюмирует Азат Тимерханов.

В 2020 году продолжится обновление моделей–бестселлеров. Новые же авто будут вводить только лидеры рынка, и то постепенно, прогнозирует генеральный директор аналитического агентства "Auto–Dealer–СПб"Михаил Чаплыгин. "Определенно продолжат расти китайские бренды, особенно те, кто локализовал производство", — полагает он. В свою очередь, автозаводы продолжат локализацию и будут думать, чем загрузить свободные мощности, говорит Чаплыгин. Уже известны планы некоторых концернов по производству новых моделей. Например, на заводе в Нижнем Новгороде Skoda начнет выпуск кроссовера Karoq. По мнению эксперта, автодилеры также продолжат искать варианты для расширения экспорта, в том числе за пределы СНГ.

В экономическом блоке правительства Ленобласти также прогнозируют снижение объемов выпуска продукции для автомобильного рынка в ближайшие годы. Вместе с тем там указали, что "ряд областных предприятий планируют реализовать инвестиционные проекты, которые позволят им нарастить объемы". В частности, производитель автокомпонентов ООО "МВ Кингисепп" планирует выпуск нового вида продукции — стальных колесных дисков, завод "Нокиан Тайерс" заявил о модернизации действующего завода, а предприятие "Форесия Интериор Луга" модернизирует изготовление компонентов систем интерьера для легкового и коммерческого транспорта.

По оценке гендиректора компании "Аларм–Моторс"Романа Слуцкого, в 2020 году авторынок в стране в целом, вероятно, продолжит снижаться — в пределах 5%. "Заявленная правительством поддержка автопрома в основном сегментирована на поддержку АвтоВАЗа. При этом новые тарифы по утилизационному сбору вынужденно ставят импортеров в ситуацию сокращения объемов поставки автомобилей в Россию", — полагает эксперт. Он прогнозирует, что лидеры рынка — АвтоВАЗ, KIA, Hyundai, Skoda и Volkswagen — немного подрастут в объемах. "Остальным заметным производителям в массовом сегменте, скорее всего, рост продаж не грозит", — говорит Роман Слуцкий.

Самым перспективным китайским брендом на российском рынке эксперт считает Haval, поскольку марка представлена в растущем сегменте кроссоверов и внедорожников и активно инвестирует в локализацию производства в России. "Но в целом для китайских брендов сейчас благоприятное время для развития", — отмечает Слуцкий.

Участники рынка подчеркивают, что в условиях стагнации предложение на внутреннем рынке остается скудным. Импорт сокращается, в ассортименте — новые автомобили почти только местной сборки. Но даже этого предложения оказалось слишком много, и автодилеры будут стараться подтолкнуть продажи, предлагая автомобили на экспорт (в основном на рынки Казахстана и Белоруссии) и в каршеринг. Остается открытым вопрос, какое будущее ждет крупнейшего автодилера страны — компанию "Рольф", основной владелец которой Сергей Петров стал фигурантом уголовного дела по выводу активов и объявлен в розыск.

Своих покупателей ждут и три заводcкие площадки, законсервированные в Петербурге и Ленинградской области на протяжении нескольких лет, — GM, Ford и "Ё–авто".

Впрочем, в целом падение рынка в 2019 году оказалось не слишком глубоким: вместо ушедшего из России Ford вернулся Opel, а автозаводы заключили с правительством новые инвестиционные контракты.

Больше локализации

Период стагнации рынка чиновники попытались использовать для того, чтобы подготовить платформу будущего развития отрасли. В 2019 году все автомобильные концерны, имеющие производства в Петербурге, — Hyundai, Nissan и Toyota — заключили специальные инвестиционные контракты (СПИК) с Минпромторгом РФ и Смольным. Согласно документам, они продолжат привлекать российские компании к разработке и поставке компонентов на свои местные предприятия. Кроме того, компании обязались углублять локализацию и открывать в России центры по разработке новых технологий.

Летом 2019 года Toyota Motor и Suzuki Motor заключили соглашение о создании альянса: сообщалось, что компании будут совместно делать автомобили и двигатели. Участники рынка тут же принялись обсуждать, будут ли на мощностях петербургского завода производить новые модели или нет. Ответ на этот вопрос пока открыт. Однако известно, что, согласно заключенному СПИК, японская Toyota вложит около 20 млрд рублей в локализацию и развитие российского производства. В 2019–м же году Toyota единственная обновила модельный ряд на местном заводе, начав производство кроссовера RAV4 на новой платформе. Вторая модель, которую компания производит в Петербурге (седан Toyota Camry), стала одной из самых продаваемых в Казахстане.

О контрактах других автоконцернов известно больше. Так, согласно СПИК, заключенному с заводом "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус" (ХММР), в течение 2 лет в городе будет создана площадка по выпуску автомобильных двигателей. "В 2020 году планируем работать над увеличением локализации производства. В частности, будем вести подготовку к строительству завода двигателей в Петербурге", — подтвердили "ДП" в пресс–службе компании. Объем инвестиций в проект превысит 35 млрд рублей, из них более 16 млрд вложит сам ХММР. В 2019–м же компании удалось сохранять полную производственную загрузку завода.

Скорее всего, ХММР в наступившем году попытается увеличить объем экспорта машин петербургской сборки за рубеж. За первые три квартала 2019–го завод отправил на продажу в страны СНГ 11 880 автомобилей — больше, чем за весь 2018 год. "Всего в 2019 году будет экспортировано более 15 тыс. автомобилей", — прогнозировали в пресс–службе ХММР. Осенью 2019–го компания запустила в России собственный новый сервис — онлайн–подписку на новые автомобили Hyundai Mobility (правда, на первом этапе лишь в Москве).

В "Хендэ Мотор СНГ" уточнили, что в первом полугодии 2020–го в России появится в продаже новое поколение модели Sonata, а также будет произведен фейс–лифт модели Solaris и Creta (собираются на заводе в Петербурге) и Tucson N Line.

Петербургское предприятие Nissan также заключило СПИК с региональными и федеральными властями. Компания "Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус" упомянута как одна из сторон контракта в составе группы "АвтоВАЗ". В сообщении Минпромторга говорилось, что в развитие брендов группы в течение 10 лет планируется инвестировать 70 млрд рублей. По некоторым данным, на развитие петербургского завода планируется направить около 12 млрд рублей.

Летом 2019 года компания заключила сделку о поставке 250 кроссоверов Nissan Qashqai петербургской сборки в каршеринг–сервис.

Договор также подписали "ВЭБ–лизинг" и ООО "Новая городская среда и транспортная инфраструктура", 70% которого принадлежит Mail.Ru Group. Сообщалось, что за год число автомобилей может увеличиться до 10 тыс. Модель Qashqai также есть в автопарке YouDrive, Anytime и "Яндекс.Драйв".