Главные по тарелочкам

Автор фото: Коллаж: Алена Марченко, фото: принт-скрин instagram-аккаунта yandex.chef

Выход на рынок бывшего петербургского стартапа "Партия еды" под новым брендом "Яндекс.Шеф" — лучший проект года в сфере фудтеха по версии "Делового Петербурга".

Фудтех сейчас один из самых быстроразвивающихся рынков в России. В особенности эта сфера важна для Петербурга, в котором в том числе из-за того, что город является туристической Меккой, ресторанный и гастрономический бизнес всегда имел особый статус.
Весной 2019 года бывший петербургский стартап "Партия еды" стал частью экосистемы "Яндекса" и начал работать под брендом "Яндекс.Шеф" в Петербурге и Москве ("Яндекс" ранее приобрел долю 83,3% "Партии", оставив 16,7% трем основателям сервиса — Михаилу Перегудову, Филиппу Башьяну и Владимиру Черкашину). Компания распространяет наборы для готовки различных блюд дома по подписке. Рецепты для блюд сочиняют повара "Яндекс.Шефа", одно из условий — готовка блюда из присланного набора не должна быть слишком долгой, оптимальное время — 25–30 минут.

Из "Партии" в "Шефы"

Стартап "Партия еды" был запущен Михаилом Перегудовым в 2014 году в Петербурге. Идея заключалась в том, чтобы создать эдакий "продуктовый конструктор": клиент по подписке получает коробку с набором продуктов и рецептами блюд на неделю, при этом клиент может выбирать различные вариации блюд — например, вегетарианские или те, которые нужно готовить не больше 10 минут.
На этапе создания Перегудов вложил в свой будущий проект около 10 млн рублей. 17 августа 2014 года "Партия еды" доставила свой первый заказ, а уже через полгода в проект инвестировал президент строительно-инвестиционного холдинга RBIЭдуард Тиктинский, который возглавил совет директоров сервиса.
В 2017 году "Партия еды" привлекла еще крупные инвестиции: 60 млн рублей вложила группа инвесторов во главе с совладельцами "Санекст.Про" Владимиром Черкашиным и Сергеем Алешиным. В обмен на инвестиции Черкашин и Алешин тогда получили по 12,5% ООО "Партия еды", доля Тиктинского снизилась до 35%.
В этом же году "Партия еды" запустила собственное производство на арендованных площадях завода "Арсенал". Размер производственного хаба составил более 1 тыс. м2, в его оснащение было вложено порядка 30 млн рублей. Было приобретено оборудование для пищевого производства по технологии CoolAround (дольше сохраняет свежесть продуктов), оборудованы склады, офис и лаборатория-кухня. В 2017 году выручка "Партии еды" превышала 15 млн рублей в месяц.
Автор: пресс-служба фудтех-направления Яндекс.Такси (Еда, Шеф и Лавка)
"Яндекс" стал самым крупным инвестором "Партии еды", компания приобрела 83,3% акций стартапа. Сумма сделки не раскрывалась. Как поделился сам Перегудов в разговоре с "ДП", интерес "Яндекса" к "Партии" объясняется стремительным ростом рынка доставки еды.
"Рынок доставки еды будет самым быстрорастущим в ближайшие 5 лет в интернете, это очевидный факт. Рынок продуктов — он и так самый большой, но интеграция в интернет пока не сильно развита, мы заказываем там технику, услуги, но мало еды. Ситуация начнет меняться со сменой поколений, технологий — это неизбежно. Я, правда, не считаю, что с ресторанами и фастфудом все пойдет на спад — с ними все будет нормально, это все же другой бизнес", — рассказывал глава "Партии еды".
Источники "ДП" на рынке и эксперты тогда считали, что "Яндекс" такими инвестициями создает глобальную фудтех-экосистему, подобную той, что уже создана компанией на рынке такси, где "Яндекс" занимает наибольшую долю.
Для интеграции стартапа в семейство продуктов "Яндекса" было решено обновить бренд, но при этом оставить прежнюю рабочую команду во главе с Михаилом Перегудовым.
Новое название для сервиса было придумано за 3 месяца до старта. Исследование, которое провела креативная команда, показало, что название "Яндекс.Шеф" лучше отражает специфику проекта и позитивно воспринимается аудиторией, потому что клиенты таким образом начинают ассоциировать себя с шеф-поварами. Затем была создана дизайн-концепция обновленного сервиса.
"Наши постоянные клиенты любят бренд "Партия еды" (как и мы), поэтому мы хотели сохранить преемственность — лаконичный дизайн и фокус на продукте. Визуальный язык "Яндекс.Шефа" также должен был обладать дружелюбным характером и создавать ощущение близости к пользователям", — пишет Сергей Бортников, ведущий дизайнер "Яндекс.Шефа", на официальном канале проекта в "Яндекс.Дзене".

Планы и достижения

Не так давно стало известно, что "Яндекс" будет развивать этот проект под эгидой "Яндекс.Лавки" — доставлять милкиты "Шефа" (продуктовые наборы) будут через нее, а система подписок исчезнет. Кроме того, "Яндекс.Лавка" появится в Петербурге.
Как объяснили "ДП" в пресс-службе фудтех-направления "Яндекс.Такси" (курирует "Яндекс.Еду", "Яндекс.Шеф" и "Яндекс.Лавку"), продажи наборов для отдельных блюд с быстрой доставкой росли так быстро, что сервис принял решение сделать это направление приоритетным и перестроить производство под нужды "Лавки".
"Яндекс.Лавка" уже имеет 54 точки в Москве и городах Подмосковья, а в I квартале 2020 года выйдет в Петербург. "Яндекс.Шеф" первым в своем сегменте начал развивать альтернативные каналы дистрибуции и предложил пользователям продуктовые наборы в розницу по одному блюду через онлайн-ретейлера "Яндекс.Лавка" с доставкой за 15 минут. Это существенно снизило порог входа для пользователей. Более 60% клиентов, которые попробовали продуктовые наборы от "Шефа" в "Яндекс.Лавке", никогда не пользовались подобными сервисами ранее", — поделились в компании.
Также представители "Яндекс.Такси" рассказали, что заготовки блюд, произведенные на фабрике-кухне "Яндекс.Шефа", начали использоваться для приготовления блюд на доставку на микрокухнях "Яндекс.Лавки". В экспериментальном режиме такие микрокухни уже работают на двух точках "Лавки" в Москве, а в 2020 году откроются и в Петербурге.
Автор: пресс-служба фудтех-направления Яндекс.Такси (Еда, Шеф и Лавка)
При этом выручка, по их словам, также растет интенсивно, причем она выше, чем у конкурентов в этом сегменте: рост составляет 60% год. За год сервисом воспользовалось 70 тыс. семей, при этом на 35% год к году выросло число потребителей, которые выбрали продуктовые наборы для организации новогоднего стола.
"Площадь собственного производства "Яндекс.Шефа" в Петербурге выросла вдвое и в ближайшее время увеличится еще на 1 тыс. м2, отражая стремительное развитие двух новых направлений бизнеса — наборы продуктов для приготовления на раз и заготовки для блюд на доставку.
На производстве "Яндекс.Шефа" в Петербурге за год автоматизированы практически все процессы, которые до этого требовали ручного труда. Например, если раньше расфасовка риса на 600 пакетиков по 200 г могла занять целую рабочую смену, сейчас специальный аппарат сделает это за считаные минуты. И даже там, где ручной труд сохранился, на помощь людям пришли специальные устройства. Например, все сборщики коробок теперь пользуются специальным ручным сканером, который подсказывает, какие ингредиенты в какой последовательности класть в коробку, и не позволяет положить туда то, что не относится к конкретному рецепту", — рассказали в компании, добавив, что в производство начали внедряться принцип бережливого производства и гэмба (японская управленческая практика организации производственного процесса).

Будущее "Шефа"

Эксперты, с которыми поговорил "ДП", считают, что продажа продуктовых наборов — одно из самых перспективных направлений в фудтехе, однако бренд "Яндекс.Шеф" рискует потеряться под брендом "Лавки".
"Сегмент доставки готовых продуктовых наборов, по нашему мнению, очень перспективен. Этому способствует сразу насколько трендов, — считает управляющий партнер ГК "220 Вольт" и экс-глава Ассоциации электронных коммуникаций (АКИТ) Алексей Федоров. — Во-первых, это смещение платежеспособной аудитории в сторону миллениалов, которые не понимают необходимости покупать продукты впрок. Уходят в прошлое семейные поездки в гипермаркет и закупка продуктов на месяц. Сейчас мы можем получить свежие продукты через час из любого магазина, а цена доставки сопоставима с затратами на дорогу. Другой тренд — это популяризация ЗОЖ, приготовление из "продуктового набора" гарантирует индивидуальное качество. И это преимущество милкитов, например, перед заказом еды из ресторанов. Рациональное потребление диктует нам покупать условные 135 г сыра, необходимые для приготовления конкретного блюда, а не целую упаковку".
Федоров обращает внимание, что все эти тенденции демонстрируют изменение привычки потребления. Так, еще 5 лет назад практически у каждого продуктового магазина формата "у дома" была своя кулинария, где можно было купить готовые продукты и полуфабрикаты. И именно этот сегмент теперь полностью уходит в онлайн.
"По нашим оценкам, подобных стационарных торговых точек останется менее 10%. Главным для покупателей полуфабрикатов, очевидно, является экономия времени. А интернет-покупки как раз и позволяют минимизировать временные затраты. Если мыслить чуть шире, то экономия времени становится решающей в ретейле", — заключает эксперт.
Автор: пресс-служба фудтех-направления Яндекс.Такси (Еда, Шеф и Лавка)
Иван Федяков, генеральный директор INFOLine, отмечает, что Петербург до сих пор сохраняет позиции революционера на рынке фудтеха. Так, многие технологии, применяемые в этой сфере, — родом из Петербурга, а позже были распространены и масштабированы на всю Россию. Однако эксперт отмечает, что бренд "Яндекс.Шеф" рискует размыться на фоне "Яндекс.Лавки".
"Принято решение поменять отношения с потребителем и убрать подписку, таким образом "Шеф" становится одной из функций "Лавки". Сама "Лавка", по моему мнению, во многом экспериментальный проект. Подобных ей проектов в Москве до этого не было, но в Петербурге "Яндексу" придется попотеть, потому что рынок уже занят, и их ждет высокая конкуренция. В моем понимании доставка продуктовых наборов — слишком нишевая история. Она востребована только теми покупателями, которые хотят получить что-то такое, что они по тем или иным причинам не могут получить в традиционном ретейле и в общепите. Яркий пример — наборы здорового и диетического питания. Но масштабировать эту историю на массовый рынок пока еще рано, по моему мнению", — поделился эксперт.
При этом Федяков отметил, что "Шеф", как и многие другие проекты "Яндекса", является прогрессивным и инновационным, а сама компания своими действиями "раскачивает" рынок общепита, что в перспективе полностью изменит потребительские привычки россиян.
Уже наметившиеся изменения заметили в "Яндекс.Такси", именно вслед за этими тенденциями вносятся корректировки в работу того же "Шефа".
"Потребительские привычки сильно поменялись с того момента, как в России впервые появились сервисы доставки наборов продуктов с рецептами. Сервису важно вовремя замечать эти изменения и подстраивать под них меню, поставщиков и все свои процессы. Например, если раньше пользователи очень ценили экзотические кухни и сложные ингредиенты, то сейчас им все чаще предпочитают более традиционные, "домашние" блюда из минимального числа ингредиентов с простыми гарнирами. При этом требования к качеству ингредиентов сильно выросли. Чаще всего о качестве всего набора пользователи судят по овощам и фруктам, а также мясу. Чтобы удовлетворить эти ожидания, сервис внедрил новую систему контроля качества продукции от поставщиков", — заключили в компании.