"Жизель" с последствиями. Кинотрансляции балета — формат, который еще предстоит оценить

Автор фото: ТАСС
Впервые в жизни побывал на кинотрансляции балета. Нет, я знал про эту форму и раньше, но как–то внутренне не был готов. Вредные привычки часто мешают разумным поступкам. Все ждал чего–то живого, хорошего от наших театров. Но на "Жизель", реконструированную Алексеем Ратманским, не пойти не смог.
Это и вправду очень интересно. Масса деталей, даже целых сцен, утраченных за долгую жизнь балета, есть даже один большой потрясающий кусок — фуга виллис. Не уверен, что эта постановка долго протянет, инерция наверняка возьмет свое; с другой стороны, некоторые изменения пошли балету даже и на пользу. Но речь все же не об этом.
Балет транслировали в нескольких кинотеатрах. В "Авроре" был почти полный зал, в "Галерее" — поменьше половины, а в "Варшавском экспрессе", куда мы с одной приятельницей и отправились, было чуть больше дюжины зрителей. Признаюсь честно, такого не ожидал. Думал, пенсионеры на эти показы ходят. Билет стоит 600 рублей: в 10 раз дешевле места в Мариинке наверху и почти в 20 раз — тех, что поближе. Но нет, редкая публика была разного возраста. И думалось мне о том, сколько в этом упущенных шансов.
Первый — образовательный. Эта "Жизель" во многом отличается от канонической. Было бы так здорово позвать в один из кинотеатров какую–то хорошую балерину, ставшую репетитором. Она бы точно указала, что и где, — ведь это у них в памяти тела. А так — я, например, многое увидел, а часть наверняка и нет. Думалось: вот бы сюда Светлану Ефремову или Татьяну Легат, Ирину Желонкину или Юлию Касенкову — они бы подсказали. Некоторые точно были бы рады прийти. Можно было бы указать это в афише. Те, кто не хочет комментариев, пошли бы в другой зал; но, уверен, многие были бы счастливы услышать компетентные разъяснения. Сейчас много говорят о просветительстве, но чаще всего это уходит в верхний уровень услуг. Однако ведь не все потянут школу Masters!
Вторая мысль не менее прагматична. Далеко не все школьники (а точнее, их родители) могут позволить себе сходить на балет в Мариинку или даже в более доступный Михайловский. Школы при этом часто практикуют выходы в театр, но, вы сами понимаете, выбирают то, что дешевле. А тут — замечательный шанс, в том числе и для школьников из области. Понятно, что для многих это пройдет мимо. Но вдруг кого–то заденет? Замечательный педагог Вагановки (увы, покойный) Петр Силкин признавался, что для него, выросшего в деревне, поворотом и потрясением стал телепоказ "Жизели" с Улановой. Это и вправду великий фильм. Для школьников можно было бы и краткие вступительные беседы придумать.
Ну а третье — это как раз пенсионеры. Мы–то с приятельницей, смеясь, назвали это репетицией пенсионных радостей. Впрочем, судя по названным ценам на живое искусство, вполне можно эту пору (Михайловский театр ее мило называет золотой) уже в полную силу открывать. Так вот, пенсионеров было мало.
На следующий день была годовщина полного снятия блокады. И думалось о том, как были бы рады блокадники попасть на такой кинопоказ. Моя тетя, не знавшая о практике кинотрансляций, сразу записала это, решила рассказать подругам и очень уместно заметила, что в кино в возрасте ходить даже проще. В театр надо одеваться, собираться, многие стесняются, что, например, "не так выглядят". А тут пришел в пальто или куртке, снял в темноте — и нет до тебя никому дела.
Была бы в таком случае не просто "Жизель" с новыми подробностями, но и с добрыми последствиями.