Понедельник догоняет пятницу. Ретейлеры подвели итоги первой крупной распродажи года

Автор фото: Коллаж: Алена Марченко, фото: vostock-photo
Автор фото: Коллаж: Алена Марченко, фото: vostock-photo

Одна из трех крупнейших распродаж года — "киберпондельник" — оказалась одной из самых успешных для ретейлеров за последние несколько лет. Несмотря на то, что она все еще уступает "черной пятнице", объемы продаж у некоторых компаний выросли на несколько десятков процентов и приблизились к показателям "пятницы".

"ДП" подводит итоги первой крупной распродажи 2020 года, и рассказывает, что купили петербуржцы в "киберпонедельник".

Время заказов

Традиционно "киберпонедельник" считается распродажей электроники и техники, причем принято считать, что "киберпонедельник" является акцией онлайн-ретейлеров. Однако за последние несколько лет эти границы размылись, и теперь распродажи устраивают не только техноретейлеры, но и магазины одежды, парфюмерии, авиабилетов и т.д. Кроме того, распродажа больше не ограничивается одним днем, и так же как и "черная пятница", длится почти неделю.
"Количество заказов в Петербурге во время акции увеличилось на 40%, по сравнению с январским "киберпонедельником" 2019 года. Средний чек вырос на 16%, по сравнению со средним чеком периода, предваряющего акцию в 2020 году", — рассказал "ДП" Александр Дедов, директор по маркетингу магазинов электроники "Ситилинк".
Самыми популярными товарами в портфеле компании во время распродажи стали комплектующие и сопутствующие аксессуары для компьютеров. Кроме того, высокий спрос был на сотовые телефоны, ноутбуки и мониторы, телевизоры и плазменные панели.
В группе "М.Видео-Эльдорадо" также довольны результатами акции: "Киберпонедельник" становится все более популярной онлайн-распродажей среди россиян, хоть и уступает пока "черной пятнице". В этом году ретейлеры в несколько раз расширили ассортимент товаров, участвующих в акции. Трафик на интернет-площадке обеих сетей вырос на 40%, количество заказов увеличилось более чем в полтора раза. Средний чек по сравнению с прошлым годом в "М.Видео" снизился до 10 тыс. рублей, а в "Эльдорадо" вырос до 8 тыс. рублей.
В Петербурге, как и в целом по России, покупатели выбирали смартфоны, ноутбуки и аксессуары, а также технику для дома: телевизоры, стиральные и кофемашины", — рассказали "ДП" в пресс-службе компании.
По данным "Яндекс.Денег", больше всего в "киберпонедельник" петербуржцы интересовались лотерейными билетами (средний чек составил 119 рублей, что на 5% больше, чем в прошлогодний "киберпонедельник").
Также популярны были игровые ресурсы (средний чек 463 рубля, рост на 2% по сравнению с 2019 годом), мастер-классы и тренинги (средний чек 2,3 тыс. рублей, что меньше на 9% по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году), книги (средний чек 461 рубль, средний чек уменьшился на 6%), а также одежда и обувь (796 рублей, сокращение на 10%).
"Киберпонедельник" набирает популярность среди российских покупателей и продавцов по мере развития отечественного e-commerce. На примере сайтов, принимающих оплату через "Яндекс.Кассу", мы видим, что в этом году участие приняли магазины, продающие не только товары, но и услуги. По количеству транзакций 27 января лидировали продавцы лотерейных билетов, онлайн-игр, мастер-классов и тренингов. В целом за 7 лет с начала проведения "киберпонельников" в России онлайн-ритейл стал более честным и выгодным для покупателей – все реже встречаются случаи искусственного завышения цен и мнимых скидок. Пользователи становятся все более грамотными и внимательными, а магазины боятся обмануть их ожидания. Эти тенденции стимулируют рост интернет-рынка в России", — рассказал "ДП" Дмитрий Кармишин, заместитель коммерческого директора "Яндекс.Денег".

Отдых и шопинг

Агрегатор поиска авиабилетов Skyscanner также провел распродажу. По данным компании, в топ-10 самых популярных направлений для полетов, которые жители Петербурга выбрали в "киберпонедельник", вошли Сочи, Барселона, Москва, Прага, Париж, Бали, Милан, Тель-Авив, Анталья и Тиват. Средний чек в этот день увеличился на 23% относительно 28 января 2019 года.
"Согласно статистике, наиболее популярной распродажей оказался именно "киберпонедельник" — он обогнал "11.11" и "черную пятницу" по количеству приобретенных авиабилетов на 4% и 3% соответственно", — поделились в Skyscanner.
В Wildberries при этом отметили, что в нынешний "киберпонедельник" было в 4 раза больше покупателей, чем на прошлогодней подобной акции. Она привлекла 4 млн покупателей, число заказов выросло более чем в 2 раза, до 5,2 млн, а их общая сумма – почти в два раза, до 15 млрд руб.
"Пик активности покупателей пришелся на главный день распродажи 27 января. По сравнению с аналогичным днем в прошлом году наиболее высокую динамику продемонстрировали такие категории, как продукты питания (+962%), детское питание (+574%), автотовары (+531%), оргтехника (+460%), электроника (+444%) и бытовая техника (+160%). В целом же самыми популярными покупками у россиян в "киберпонедельник" на Wildberries стали смартфоны, пылесосы и телевизоры", — добавили в компании.
В Ozon "ДП" рассказали, что в этом году в акции участвовали не только традиционные техника и электроника, но сразу все 24 товарные категории сайта со скидками до 98% — от книг до продуктов питания, всего более 1,2 млн товаров.
"Мы видим, что многодневные большие распродажи удобны клиентам: они успевают ознакомиться с ассортиментом, распределить расходы и вернуться за повторными покупками. Так, во время "киберпонедельника" покупатели в Петербурге успевали оформить по 2-3 заказа, а клиенты с Premium подпиской — 4-5 заказов. В этом году средний чек практически не изменился, став ниже прошлогоднего всего на 2,8%. Это связано с тем, что по мере развития привычки покупать онлайн пользователи покупают чаще, но чуть меньшими суммами", — рассказали в пресс-службе Ozon.
Клиенты из Петербурга в среднем добавляли по 5-6 товаров в корзину, а самой популярной комбинацией в эти дни стала комбинация "электроника-детские товары-книги-товары для дома-продукты питания", на эти категории пришлось 70% заказов.
Также, как и в прошлые годы, и ровно также как и на "черную пятницу", заинтересованные ретейлеры объединялись на площадках-агрегаторах. В этом году работала площадка c-monday.com, организованная Ассоциаций компаний интернет-торговли (АКИТ) и Российской ассоциацией электронной коммерции (РАЭК).
Управляющий партнер ГК "220-Вольт"Алексей Федоров считает, что потребность в создании подобных площадок-агрегаторов для проведения распродаж постепенно сходит на нет.
"Несколько лет назад в "киберпонедельнике" принимали участие огромное количество интернет-магазинов. Очередной день распродаж был в новинку для отечественных покупателей. Существовал ряд агрегированных площадок, где были представлены скидки от различных брендов. Но покупательское поведение меняется. Если раньше граждане откладывали средства, чтобы купить что-нибудь в день распродаж, то сейчас они присматривают конкретную вещь в конкретном магазине и просто ждут дисконта. Поэтому популярность площадок-агрегаторов практически сошла на нет. Каждый магазин устраивает "черные пятницы" и "киперпонедельники" на своей площадке. При таком же успехе продаж ретейлер не тратится на размещение на сторонней площадке, более того он привлекает трафик на свою собственную", — считает он.
Также Федоров отметил, что сейчас привлечь покупателя может только дисконт, превышающий 50%, в то время как скидки в 10-30% остаются без малейшего внимания клиентов. В интернет-магазине "220 Вольт" были установлены скидки до 80% более чем на тысячу товаров из каталога. Тем не менее, отметил бизнесмен, даже при таком "вкусном" дисконте рост продаж оказался незначительным, количество посещений сайта и число заказов не превысило прошлогодних показателей акции.
"В Петербурге больше всего покупали зимнюю технику. Но здесь скорее сыграл целый ряд факторов. Главный из которых все-таки цена, продиктованная падением спроса вследствие отсутствия снега. Многие не рассчитывают на повторение бесснежной зимы, а купить уборочный инструмент по такой заманчивой цене вряд ли удастся. Средний чек в период "киберпонедельника" не превышал 3 тыс. рублей и остался на уровне прошлого года. В "черную пятницу" показатели были значительно лучше. В целом, мы можем сделать вывод, что "киберпонедельник" становится все менее популярным и востребованным, так как огромное количество распродаж в декабре и январе просто исчерпывает спрос", — рассказал Алексей Федоров.
При этом организаторы площадки c-monday.com наоборот наблюдают рост интереса покупателей и резидентов площадки. Во время акции было привлечено более 1,5 млн пользователей, что на 30% больше по сравнению с предыдущим годом. Распродажа привлекла рекордное количество продавцов — более 200 компаний, среди которых re:Store, ЦУМ, Wildberries, "М.Видео", Metro, Perekrestok.ru, "Утконос", "Детский мир", а также представители сектора услуг, такие как "Билайн", "Ростелеком", Azimut Hotels. Оборот крупных ретейлеров за три дня акции вырос на 30%, у небольших компаний этот показатель доходил до 60%.
Средний размер скидки составил 20%, максимальный — 90%, на товары для дома — до 60%, на детские игрушки — до 40%, на продукты питания — 15%, на услуги — до 70%. Средний чек заказа вырос на 20% относительно прошлой акции и составил около 6 тыс. рублей. Среднестатистический заказ состоял из пяти позиций и включал электронику, одежду, продукты питания и товары для детей. Самый дорогой заказ на 200 тыс. рублей, сделанный на площадке c-monday, был оформлен пользователем из Москвы 28 января и включал в себя iPhone 11 PRO, умный фитнес-браслет, беспроводные наушники, набор клюшек для гольфа и духовку. Всего за три дня распродажи россияне потратили 5,6 млрд рублей против 5 млрд рублей в 2019 году.
Наибольшей популярностью среди пользователей c-monday из Петербурга пользовались магазины Ozon, Wildberries, онлайн-супермаркет Perekrestok.ru, "Технопарк", "Леруа Мерлен" и "Евросеть". Среднестатистический заказ петербуржца состоял из трех позиций и включал электронику, одежду, и товары для детей. Наибольшим спросом у петербуржцев в период распродажи пользовались детские товары, в частности, одежда и наборы для творчества, а также товары для дома, зоотовары и электроника.
Организаторы площадки также считают, что не совсем корректно сравнивать показатели трех главных распродаж года: "11.11", "черную пятницу" и "киберпонедельник".
"Данные распродажи отличаются по целям, которые преследуют покупатели, а, значит, и по составу корзины. Во время Всемирного дня шопинга ("11.11") и "черной пятницы" потребители готовятся к Новому году, поэтому заказы включают в себя подарки для близких, декор для дома и офиса, а также продукты для новогоднего застолья и праздничные наряды. Во время "киберпонедельника" пользователи выбирают подарки к Дню защитника Отечества, 8 Марта, Дню всех влюбленных, а значит, в корзине больше гендерных товаров", — рассказали в пресс-службе площадки c-monday.