Путь мусора неисповедим. Общественное обсуждение мусорной реформы затянулось

Автор фото: Сергей Коньков
В конце января комитет по благоустройству продлил обсуждение проекта Территориальной схемы обращения с отходами на 2 недели, до 6 февраля включительно. Решение было принято в связи с "огромной социальной значимостью документа", а также для рассмотрения максимального количества обращений граждан и организаций, пояснили в комитете.
Документ был опубликован 23 декабря, за неделю до новогодних каникул, во время которых обращения не принимались. Многие не смогли полноценно ознакомиться со всеми положениями и направить замечания и предложения, признают чиновники. Обсуждение терсхемы началось уже в середине января. Активное участие в нем приняли как экоактивисты, так и горожане.

Здесь будет завод, но это не точно

Обывателей больше всего волнует запланированное терсхемой строительство: в первую очередь мусороперерабатывающих заводов, во вторую — мусоросортировочных станций. Заводы предусмотрены в Ломоносове, Левашово, Петро–Славянке и Саперном. В начале января граждане провели первые митинги против возможного появления по соседству опасных объектов. После того как Госдума уравняла мусоропереработку и мусоросжигание, горожане с еще большим недоверием относятся к будущим проектам. Чтобы снизить социальную напряженность, комитет по благоустройству заявил, что конкретных проектов заводов пока не существует, а комитет по градостроительству и архитектуре пообещал откорректировать адресные списки с учетом окружающей застройки и не допустить появления опасных производств рядом с жилыми кварталами.
Эксперты говорят, что документ не соответствует требованиям 89–ФЗ "Об отходах производства и потребления", и критикуют проект терсхемы за использование устаревших или необоснованных данных. А также за то, что документ решает лишь отдельные вопросы, хотя должен стать неким "мусорным кодексом", содержащим полную информацию по ситуации с отходами в регионе. В терсхеме ожидали увидеть достоверные данные по количеству производимого мусора, его потокам, обоснованные финансовые выкладки, влияющие на тарифообразование, прогнозы по количеству отходов на будущее, предложения по увеличению объемов раздельного сбора и пр. Налицо также несогласованность терсхемы Петербурга с аналогичным документом Ленинградской области, хотя именно область в итоге принимает значительную часть городского мусора.

Мусор в одни руки

Протест участников рынка вызывает стремление властей направлять весь мусор на объекты СПб ГУП "Завод по механизированной переработке бытовых отходов" (МПБО–2) в областном Янино и на Волхонском шоссе, где, как следует из схемы, планируется строительство новых сортировочных комплексов и комплексов по утилизации и обезвреживанию отходов. "Почему только на эти объекты, минуя все остальные уже имеющиеся в городе и области, должны идти отходы? — комментируют в экодвижении "Раздельный Сбор". — Из схемы потоков отходов непонятно, куда дальше с данных объектов отправляются отходы, которые после обработки остаются невостребованными для утилизации и обезвреживания и, по сути, подлежат захоронению". Вопросы вызывает и запланированная модернизация объектов МПБО–2, стоимость которой оценивается в 20 млрд рублей. Бюджетные инвестиции в развитие инфраструктуры не предусмотрены, говорят в Смольном. Значит, эти затраты в итоге приведут к увеличению тарифов и росту социальной напряженности, прогнозируют эксперты.

Неспешная реформа

Мусорная реформа должна стартовать в Санкт–Петербурге в 2020 году, заявил в декабре губернатор Александр Беглов после того, как на неспешность города в этом вопросе обратили внимание президента РФ Владимира Путина.
Пока что Смольный совершенно не готов к переходу на новые правила, говорят эксперты. Это касается как инфраструктуры, так и организации процесса. Для запуска реформы необходимо заключить контракты с региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами. В конце 2017–го комитет по благоустройству провел конкурсы, разделив город на две части — север и юг. Оба выиграло ГУП "МПБО–2". Однако проигравшие конкуренты оспорили итоги конкурсов в арбитраже. Из–за этого на сегодняшний день ни одного легитимного контракта с регоператором у Смольного нет.
Результаты конкурса по южной части города были отменены, соответствующее решение суда уже вступило в законную силу. Новый конкурс комитет по благоустройству пока не объявил.
По северу судебный спор затянулся на несколько лет и недавно пошел по второму кругу.
Арбитражный суд Санкт–Петербурга и Ленобласти в начале января признал итоги торгов действительными. Однако на прошлой неделе АО "Автопарк № 6 "Спецтранс" подало апелляционную жалобу, дата рассмотрения которой пока не назначена.
Нет сомнений в том, что и на этот раз разбирательства дойдут до третьей инстанции.