Освоение Балтики. Смольный создал круизно–паромную компанию

Автор фото: Ваганов Антон

Перевозки начнутся в 2021 году.

Планы петербургских чиновников по созданию судоходной компании на Балтике получили юридическое воплощение. В конце 2019 года было зарегистрировано ООО "Балтийские пассажирские линии" (БПЛ) с уставным капиталом 97 млн рублей, говорится в данных СПАРК. Учредителями выступают две структуры Смольного: 99,5% принадлежит АО "Пассажирский порт Санкт–Петербург "Морской фасад" (ПП СПб МФ) и 0,5% — ООО "Аэрополис" (дочернее предприятие АО "Пулково").
Как пояснил "ДП" глава БПЛ и директор по развитию "Морского фасада" Дмитрий Костин, новое юрлицо будет выполнять функции, которых лишено АО "ПП СПб МФ": сможет выступать заказчиком строительства нового судна, а также эксплуатировать круизную линию.
"Также в рамках реализации проекта предполагается оперирование б/у судами до тех пор, пока не появится новое", — пояснил он.
По данным "ДП", чиновники рассчитывают к 2021 году закончить реконструкцию портовой инфраструктуры "Морского фасада", взять в бербоут–чартер пассажирское судно на 2–3 года. Рассматривается два варианта: либо ro–pax (позволяет перевозить грузы и пассажиров), либо pax (перевозка исключительно пассажиров). Если экономическая модель оправдает себя, то после этого планируется приступить к постройке собственного круизного лайнера на верфях Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Цена "плавучей гостиницы" арктического класса может достигать 19 млрд рублей. Запускать пассажиров на борт лайнера планируется в 2026 году.

Философский пароход

Городские власти рассчитывают привлечь в проект средства из федеральной казны. Один из возможных источников — получение субсидий от Ростуризма по федеральной программе создания и развития туристских кластеров. Это следует из контракта, подписанного ПП СПб МФ с ООО "Институт проблем предпринимательства".
Подрядчик в прошлом году за 6,5 млн рублей провел маркетинговые исследования рынка круизно–паромных перевозок, разработал бизнес–план и финансовую модель БПЛ, а также рассчитал параметры будущего лайнера. Сейчас документ согласовывают с различными комитетами, а затем его должны представить на заседании правительства в Смольном.
По словам Дмитрия Костина, концепт будущего судна находится на этапе проработки в АО "КБ "Вымпел" (входит в состав ОСК). Известно, что лайнер должен заправляться СПГ–топливом, не превышать определенные параметры для постройки на отечественных верфях, а также швартовки в портах Балтики. Основное требование — соответствие ледовому классу (Arc), чтобы курсирование могло быть круглогодичным. По данным "ДП", сейчас выбирают между двумя типами — Arc4 и Arc5. Чем выше класс, тем более толстые льды способен прорубать корпус лайнера, но и тем выше затраты на постройку. В качестве консультантов в этой работе участвуют представители "Совкомфлота", который на ПМЭФ–2019 не исключал финансового участия в проекте.
Подобные наработки по строительству судов ледового класса у специалистов "Вымпела" есть: на сайте конструкторского бюро представлены два эскиза паромов Arc4 и Arc5. Они способны перевозить не только пассажиров, но и автотрейлеры и железнодорожные составы.
На одном из них, рассчитанном на проход к немецким гаваням, могут быть размещены бизнес–салон, рестораны, магазины, прогулочная площадка и прочие удобства. В некоторых иных конфигурациях допускается оборудование казино на борту, что сильно повышает доходность проекта. Правда, вместимость таких паромов не превышает 200–300 человек.
Дмитрий Костин не стал раскрывать подробности бизнес–плана БПЛ, подчеркнув, что документ пока в сырой стадии и требует дополнительных согласований.
"Окупаем ли проект? Конечно, да. Если бы он таковым не был, мы бы не подавали заявку и не разрабатывали бизнес–план", — заключил он.
Участие в проекте "Аэрополиса" он объяснил формальностью процедуры. Напомним, "дочка" Пулково участвует в создании одноименного центра международной торговли за 11,3 млрд рублей на территории петербургского авиахаба.
Как пояснила пресс–служба "Морского фасада", соучредители БПЛ сотрудничают в рамках проекта 72–часового безвизового пребывания туристов, которые могут прилетать на воздушных судах, а убывать морским путем (и наоборот).

Окупаемость — 18 лет

Один из собеседников "ДП", ознакомившийся с разработанным бизнес–планом, назвал общий объем планируемых инвестиций — 27 млрд рублей, из которых 19 млрд должны запросить из федерального бюджета. Эти средства пойдут на строительство круизного лайнера на 2,5 тыс. человек. Финансисты подсчитали: чтобы окупить затраты, потребуется 18 лет.
"Пока необходимо понять, не окажемся ли мы в огромных убытках. На первом этапе планируется запустить судно, взятое в лизинг на вторичном рынке. Если пассажиропоток пойдет, будет запущен второй этап — постройка судна. Понятно, что в таком формате без федеральных денег не обойтись", — пояснил источник "ДП" в "Морском фасаде".
Пока в бизнес–плане нет конкретной линии, по которой курсировало бы судно. На карте отмечены потенциальные пристани Скандинавии, Прибалтики, Германии и российского анклава. Калининградскую гавань Пионерск обещают достроить к середине 2020 года. Пассажиропоток в БПЛ рассчитывают начиная с 2021 года, когда планируется перевезти 82 тыс. человек, а к 2027 году — уже 97 тыс. По планам "Морского фасада", выбор маршрута будет зависеть от туристического периода.
"В низкий сезон круизный лайнер отправится курсировать на средние и короткие расстояния. На европейское Рождество и новогодние праздники планируется, что судно будет уходить в недельные круизы. В высокий сезон лайнер будет работать на длинных рейсах", — пояснила пресс–служба "Морского фасада".

В поисках судна

Последние несколько лет Смольный вел переговоры с некоторыми крупными европейскими круизно–паромными операторами. Предполагалось, что в результате сотрудничества инвестор вложится в совместный проект, а один из паромов сменит бассейн присутствия со Средиземного моря на Балтийское в навигацию 2019 года.
В качестве кандидата рассматривалось конкретное судно на 2,5 тыс. человек — El. Venizelos 1992 года постройки. За свою историю оно 6 раз находилось в лизинге.
Однако общение "Морского фасада" с иностранными партнерами приостановлено. Генеральный директор российского представительства компании Tallink Марко Палму пояснил "ДП", что переговоры с российской стороной ведутся только в отношении круизных заходов в сезон новогодних праздников.
Аналогичные надежды Смольный возлагал на паромную компанию Anek Lines. С греческими предпринимателями "Морской фасад" даже подписал в 2018 году договор о взаимодействии. Как рассказал "ДП" коммерческий директор АО "ПП СПб МФ" Алексей Панфилов, это общение приостановлено.
"Мы решили переориентироваться на внутренние возможности — российские судоходные и судостроительные компании. Основные переговоры по лизингу ведем с ПАО "Государственная транспортная лизинговая компания", — пояснил он.
Мечта Смольного о собственном паромно–круизном флоте появилась в 2015 году. Тогда всерьез рассматривалось предложение сделать компанию St. Peter Line национальным круизным оператором. Взамен коммерсанты хотели бы получить понижающие коэффициенты к ставкам портовых сборов.
Однако в 2016 году последовало слияние St. Peter Line и итальянского паромного оператора Moby S.p.A в Moby SPL (Италия). Новый игрок принял решение отправить одно из двух круизных судов (Princess Maria) в Средиземное море. Впрочем, сейчас прорабатывается вопрос его возвращения в Балтийское море — к 2021 году.
Смольный уже озвучивал аналогичные планы в 2017 году. Тогда затраты оценивались в 9 млрд рублей, которые планировалось окупить за 7 лет работы нового оператора.
Общая проектная мощность "Морского фасада" — 2 млн человек в год, а Морского вокзала — 1 млн человек. Пока инфраструктура недозагружена: через паспортный контроль в 2019 году прошло 647 тыс. пассажиров.
Мы не планируем экспансию через организацию новых маршрутов. Наш флот полностью загружен на текущих пяти линиях. Кроме того, в летний период мы организуем чартерные отправления. Опыт новогоднего чартера из Санкт–Петербурга в 2013 году мы оцениваем как весьма позитивный. "Морской фасад" предоставляет качественный сервис для пассажиров, в акватории хорошо организована лоцманская проводка. Российский рынок остается для нас ключевым и одним из приоритетных среди других иностранных рынков. В 2019 году число российских туристов на наших паромах выросло на 9,5%, а число забронированных на российский паспорт кают — на 11%. Почти в полтора раза увеличился спрос на дополнительные услуги на борту: ресторанное обслуживание, дьюти–фри, провоз автомобилей, восстановительные процедуры.
Ян Хансес
генеральный директор Viking Line
После 2014 года правила игры поменялись. Тот год был для нашей страны знаковым: на период проведения Олимпиады в Сочи правительство России зафрахтовало семь судов, построили сочинский порт. Планы были грандиозными. Но из–за санкций все отложили, а инвесторы стали осторожнее. Смольный настаивает на проектировании и строительстве нового судна, которое будет ходить под российским триколором. По моему мнению, на этот процесс может уйти около 5 лет. Балтийский рынок сложный, закрытый и узкоспециализированный. Во–первых, в регионе не так много паромов подходящего класса, которые можно взять в аренду. Во–вторых, наши коллеги, работающие в Балтийском море, не горят желанием отдавать свои суда, создавая тем самым конкуренцию. У нас была идея национализировать St. Peter Line, но не нашлось инвесторов, готовых вкладывать в это средства. Вероятность успешной реализации планов Смольного оцениваю как 50 на 50. Но немного склоняюсь к тому, что петербургским властям это удастся.
Сергей Котенев
генеральный директор Moby Spl Ltd.
Постройка круизного лайнера — уникальный проект, это не массовое производство. Приоритет всегда отдается российским кораблестроителям. Классические корабелы, которые доминировали раньше, за 20 лет потеряли свои позиции. Но они всегда лучше справляются с подобными уникальными проектами, чем с конвейерным производством относительно дешевой массовой продукции. Убежден, что Петербург должен иметь круглогодичную коммуникацию. Подобное было в советское время, когда существовала специальная линия, на которой использовались специальные суда. При этом предстоит проделать серьезную работу: проект нужно еще вписать в существующую логистику города, провести серьезные технические, экономические, маркетинговые мероприятия. Думаю, если "Совкомфлот" увидит в этом проекте бизнес, то может и вложиться в него. Точно так же могут поступить и банки, с которыми ведутся переговоры.
Сергей Франк
экс–гендиректор ПАО "Совкомфлот"