Фото: архив "ДП"
Фото: архив "ДП"

Арт и ничто. "Покорители пустоты" в галерее "Люда"

131
Станислав Савицкий
7 февраля 2020, 09:11

Занимаясь современным искусством, редко задумываешься о том, чем оно ценно безотносительно к сиюминутным удачам и непредсказуемым провалам. И дело даже не в том, что в будущее, как известно, возьмут не всех. И те, кто талантлив в построении карьеры, и те, кто отрешенно творит для вечности, зачастую безразличны к своему времени. Искусство для многих не связано с духом эпохи. И это не только не удивительно, но вполне естественно в наши дни. Ведь арт погряз в бюрократической рутине, институциональных интригах, коммерческих взаимозачетах, не говоря о том, что еще недавно постмодернизм отрицал саму возможность присутствия искусства в истории. Ценен же художественный опыт во многом своей уникальной способностью воплотить в себе свое время.

Галерея "Люда", кураторский проект Петра Белого, — это последовательный поиск художественной актуальности. Ищет Белый совсем не там, где все ловят удачу, но там, где художник предоставлен самому себе. Нынешняя "Люда" — третья реинкарнация галереи, открывшейся когда–то на Моховой, — облюбовала места поистине экзотические. Буферная зона на задворках Александро–Невской лавры, берега угрюмой Монастырки, с которых открывается живописный вид на Троицкий собор, — эта пустотная зона ждала своих покорителей. "Покорители пустоты" — так и называется только что открывшаяся здесь групповая инсталляция. В ней приняли участие Сергей Деникин (ранее известный как Денисов), Игорь Панин, Александр Подобед и Елена Слобцева. Это союз адептов авангарда и художников, работающих с бытовыми предметами. В дело идут ведра из–под краски, скобки от степлера, стройматериалы, рейки, проволока, блестки, мишура и в качестве бонуса пожухшая трава… Нелепый ангар из железобетонных блоков, в котором обосновалась "Люда", преображается в конструктивистский холл, возле которого дремлет на весу нечто наподобие адронного коллайдера, смастеренного из пластиковых ведер и полиэтиленовых пакетов. На втором этаже — сказочная фантазия, освежающая воспоминания о недавних праздниках. На задворках Петербурга, где птицы не поют, деревья не растут, искусство празднует свой триумф, рождаясь из небытия.