На продажу выставили личные данные клиентов крупнейших российских микрофинансовых организаций

Автор фото: Коньков Сергей
В интернете в начале февраля выставлены на продажу данные 1,2 млн клиентов крупнейших российских микрофинансовых организаций (МФО). Пробник базы включает в себя ФИО, номера телефонов, адреса электронной почты, даты рождения и паспортные данные клиентов. Это данные клиентов МФО "Быстроденьги", "Займер" "еКапуста", "Лайм" и "Микроклад".
База данных была выставлена на продажу примерно со 2 февраля на специализированном интернет-сайте, пишет РБК. По данным продавца, все персоналии — клиенты МФО, входящей в топ-10 на рынке. В "пробной" версии базы — 800 записей. Часть номеров уже не актуальны, проверило агентство. Источник, близкий к Центробанку, отметил, что база, предложенная к продаже, скорее всего, представляет собой компиляцию данных из разных источников.
Некоторые участники базы подтвердили, что их данные в базе верны, но утверждали, что никогда не обращались за займами. В "Быстроденьгах" сообщили, что уровень совпадения по строкам составляет 33%, но не по всем параметрам. В МФО "Займер" начато оперативное служебное расследование в связи с возможной утечкой персональных данных клиентов. Предварительные результаты показали, что утечки персональных данных из имеющейся базы клиентов МФК не происходило, тем не менее руководство компании обратилось в правоохранительные органы. "Микроклад" сообщил, что в пробной части нет его клиентов. Остальные МФО не ответили.
По мнению начальника отдела по противодействию мошенничеству Центра прикладных систем безопасности компании "Инфосистемы Джет" Алексея Сизова, эта база может быть комбинацией данных из нескольких разных источников. "Частичные совпадения продающихся в Сети данных о клиентах с данными действующих финансовых компаний объяснимы моделью поведения заемщиков МФО: желая получить деньги взаймы, они обращаются сразу в несколько микрофинансовых компаний", — объяснили агентству в "Займере".
В 2017 году ЦБ сообщил о новом способе использования утекших данных клиентов МФО: мошенники используют их для оформления онлайн-займов на имя жертвы. За 8 месяцев 2017 года ЦБ получил 309 подобных жалоб, что составляет 4% от всех 8,3 тыс. поступивших жалоб на МФО. Более поздние данные ЦБ на запрос РБК не предоставил.
В январе стало известно об утечке базы программы лояльности сети "Красное и белое". В документе содержатся записи о 17 млн человек, якобы имеющих карты лояльности этой сети. В базе есть фамилия, имя, отчество, дата рождения и номер телефона каждого. При этом многие из записей в ней содержали недействительные даты.