Животный нуар. Детектив "Боги манго" Анны Старобинец

Автор фото: Руслан Шамуков/ТАСС
Анна Старобинец
В издательстве "Абрикобукс" вышел пятый том "Зверского детектива" Анны Старобинец — "Боги манго". Автор — журналист, писатель и сценарист, в 2018–м признана лучшим фантастом Европы. Ее книги переведены на разные языки, по автобиографическому роману "Посмотри на него" в Петербурге поставлен спектакль.
До "Богов манго" в "Абрикобукс" детектив выходил в формате четыре книги под одной обложкой (три уже издававшихся и одна новая): "Логово волка", "Когти гнева", "Право Хищника" и "Щипач". Это серия для детей 7–8 лет, но при этом совсем не детская. Многим родителям она может не понравиться, и отпрыскам ее даже не покажут. Но часть взрослых впадает от нее в буйный восторг. И вот почему.
Изначально это истории о работе полиции Дальнего Леса (есть еще Ближний Лес, Соседнее Село и другие географические точки). В общей сложности 800 страниц, это сразу впечатляет. Сначала масштабом, и ты осторожно начинаешь, тихонько подсовываешь ребенку, а потом все как в тумане — оторваться невозможно.
Во–первых, это настоящий детектив, причем нуар. Интрига, улики, признания, внезапные развороты сюжета. Кто убийца, похититель, бандит, кто жертва, кому выгодно — все как требует жанр, но совсем по–другому. Тем более что герои — звери. И у них зверская логика, зверская форма и зверские же инстинкты. Правда, в Дальнем Лесу есть закон, и он соблюдается. Не едят ближнего своего, почитают презумпцию невиновности, как в настоящем следствии — производят экспертизу, рисуют психологические портреты, коммуницируют с ловкачами–адвокатами. И даже пара "опытный сыщик и молодой специалист" — в наличии. Старший Барсук полиции и его напарник Барсукот. Хотя их отношения глубже и сложнее, чем просто у напарников. Кстати, в других местностях их мира и законы иные, что и приходится учитывать.
Во–вторых, это язык. Русский, прекрасный, смешной, с массой ассоциаций и зацепок. Дети считывают не все, но взрослым просто бальзам на душу. Местным ежам всегда все понятно, звери смотрят корневизор, пьют мухито, деньги считают в шишах, письма им носит сорока на хвосте, в норе можно оборудовать теплый пол. Встречается пушистый зверь песец. А еще — наше все, дичайший лесной поэт Лисандр Опушкин. В–третьих, это эмоции, социальные процессы и социальные же связи. Родительство, в том числе приемное, а потом даже и суррогатное, со всеми его радостями и сложностями. Любовь, дружба, предательство, обман, потери, счастье, месть, философские беседы у камина. Проблемы самоидентификации. Отношения мужчин и женщин, отцов и детей, а также свекровей и невесток. Старение. Выход на пенсию (и его постоянное откладывание). И полный набор того, что может напугать консервативных родителей: маньяк, психопат, истерик, алкоголь, феминизм, свобода, жирная неполезная пища.
Социальные связи выстроены — в ассортименте представлены противные начальники, нерасторопные подчиненные, коллеги–фрики. Есть властные и силовые структуры, террористы, транспортные компании, архаичная почтовая служба и современные соцсети. Даже назойливые журналисты, готовые на все ради сенсации. То есть государственная система со всеми ее нюансами. А в "Богах манго" наличествуют даже заговоры, несанкционированные митинги и смертная казнь без суда и следствия.
Вишенка — мифология. Она везде разная, но зверски логичная. Кто верит в Большого Медведя — громовержца, кто в Великого Дога — грома, кто в Небесного Пингвина — императора.
И нет, это не спойлер, потому что в книге все время все оказывается не так, как кажется.