Есть сложность: к человеку все–таки приходится подключаться

Технологии как спортсмены — растут, набирают силу, матереют, затем одни приобретают мировую славу, а другие исчезают в безвестности. Или десятилетиями числятся перспективными, но все никак не могут "выстрелить". Нейроинтерфейсы — один из лучших примеров. Вроде бы все плюсы очевидны, а до массового внедрения никак не доходит.
Что ни говори, биохимическая машинка в наших головах гораздо лучше адаптирована для решения ассоциативных задач, чем любые рукотворные аналоги. И наоборот — полупроводниковая техника имеет на порядки более высокие вычислительные и коммуникационные возможности. Синергия двух подходов настолько очевидна, что никем всерьез не оспаривается. Но при всех достижениях медицины и анатомии работу мозга мы представляем себе довольно приблизительно. Частности понимаем, а цельная картина пока не складывается. Чтобы сложилась, необходим колоссальный объем экспериментов, причем на людях: крысы и мартышки о своих впечатлениях не расскажут. Понятно, что позволить себе такой объем инвазивных, то есть с непосредственным хирургическим вмешательством, опытов современное общество не может. А неинвазивные подходы — это примерно то же самое, что пытаться управлять компьютером, ориентируясь на излучаемые им радиоволны и шум вентилятора.
В этом смысле использование нейроинтерфейса для контроля усталости водителя — крайне наглядный индикатор зрелости технологии, почти признание поражения. Уровень мозговой активности — как раз тот параметр, который можно считывать неинвазивно. Вот только прогрессу это особенно не способствует. Очевидно, следующим шагом должно быть определение, сосредоточен ли водитель непосредственно на управлении автомобилем, но эта задача многократно более сложная и теми же средствами не решается.
Поступательного развития от простого к сложному в данном случае не предвидится. И это приводит к порочному кругу: в отсутствие коммерчески применимых решений нет значимых прибылей и доказуемых бизнес–планов. Без них нет инвестиций, а без инвестиций не получить коммерчески применимых решений.
Чтобы понять глубину проблемы, представим себе задачу управления самолетом. Вот где, казалось бы, идеальное приложение для нейроинтерфейса. Мгновенность человеческих реакций, помноженная на компьютерный анализ сотен датчиков и прямое управление рулями и элеронами со скоростью мысли.
Какие перспективы! Вот только реализация их возможна при условии, что технология доведена до совершенства. Вы сядете в самолет, зная, что 10% управляющих команд, выдаваемых пилотом, интерпретируются неправильно? А 1%? А 0,01%?
Многие модные направления, начиная с беспилотных автомобилей и заканчивая голосовыми помощниками, испытывают те же сложности. Нередко на помощь приходят задачки попроще, с меньшими рисками и степенью ответственности.
В случае нейроинтерфейсов между простыми и сложными приложениями имеется провал в виде необходимости прямого подключения к человеческому телу. Обкатка технологии становится безумно дорогой и безумно рискованной.
А среди множества решений бизнесмен, каким бы он ни был мечтателем и визионером, в конце концов выберет самое дешевое и эффективное.
В результате нейроинтерфейсы остаются технологией исследовательских групп и долгосрочных венчурных фондов, изредка вытаскиваемой на поверхность волной очередного хайпа.
Константин Хайт, COO Componentality Oy