Погорели на сладком. "Сахарное дело" в Белоруссии — ностальгия как она есть

Популярный отзыв, который можно услышать от людей, впервые посетивших Белоруссию, звучит так: "Как будто в Советском Союзе побывал". Дескать, улицы чистые, цены низкие, продукты натуральные, а на центральном минском проспекте расположена штаб–квартира старого доброго КГБ. Удивляет в этих отзывах не сам факт, что Белоруссия действительно несет на челе отпечаток советской матрицы, а ностальгические интонации у людей, заставших поздний СССР в реальности. Уж они–то, казалось бы, должны помнить, что там хватало вещей значительно менее приятных, нежели самый вкусный пломбир и желтые бочки с квасом.
Зато такие сравнения, видимо, льстят Александру Лукашенко, который не против лишний раз их подчеркнуть, расширить и углубить. Маленькая победоносная война из моды вышла ныне, да и Белоруссии не по карману. А вот показательная порка — очень даже. На этот раз под раздачу попали четыре директора государственных сахарных заводов. Хлопок в Белоруссии не растет, так что устроить стопроцентный косплей позднесоветской действительности не удалось. Тем не менее "сахарное дело" получилось впечатляющим.
Обвинения в растрате народной собственности. Аресты по личному приказанию президента. Разворот пассажирского самолета с подозреваемыми на борту. Моментальные чистосердечные признания и заверения в том, что даны они добровольно, без пыток и угроз. Ностальгия как она есть. Не хватает только публичного покаяния "сахарозаводчиков–вредителей". Ну, может, еще дождемся.
По словам Лукашенко, четыре директора создали настоящий картель, через который продавали сахар в Россию по заниженным ценам. А покровительствовал им заслуженный борец с бандитизмом, полковник МВД. Экономисты, правда, осторожно замечают, что белорусские заводы выглядят скорее заложниками рыночной ситуации. В России сахара последние 2 года переизбыток, а договоры о поставках от соседей заключены на годы вперед. Так что демпинг вполне мог быть вынужденным. Но вряд ли эти аргументы убедят Лукашенко, который явно наслаждается ролью борца с коррупцией. По "сахарному делу" задержано уже больше 10 человек, и аресты наверняка продолжатся.
Были серые схемы или нет, кто получал от них больше прибыли — белорусские директора или их российские партнеры? Чтобы судить обо всем этом, данных пока что маловато. Но вот что можно сказать о внешней стороне дела уже сейчас.
Концепция государства как "ночного сторожа" была сформулирована в XVIII веке и до сих пор остается вполне актуальной. Однако она вовсе не подразумевает, что сторожа с ружьем, заряженным солью (или сахаром), должен изображать лично президент страны.
"Вернули самолет, достали и отправили в следственный изолятор. Жесточайшее будет отношение к этому", — такие заявления главы государства, конечно, звучат очень веско. И информагентства цитируют охотно. И картинка для телевидения получается отличная. Но по сути это означает, что в стране не работает главное — институты. А на ручной тяге далеко не уедешь, даже если рука достаточно крепкая.